Сущность воспитания и всестороннего развития личности в педагогическом наследии А. Д. Бутовского
- Файл статьи: PDF
Аннотация: В статье освещается деятельность А. Д. Бутовского, видного российского общественно-политического деятеля, ученого-педагога второй половины XIX столетия. На основе первоисточников, ранее не использованных архивных документов и современной литературы изучены педагогические идеи ученого. Цель статьи – анализ и обобщение проблемы воспитания и гармоничного развития личности в педагогическом наследии А. Д. Бутовского. Нами выделены социально-педагогические условия всестороннего развития личности, предлагаемые педагогом: разработка содержания образования в образовательных учреждениях; учет преподавателем психофизиологических особенностей детей определенного возраста и на этой основе создание оптимальных условий для занятий физическими упражнениями; создание позитивных методик физического, умственного, морально-этического, эстетического воспитания личности; целевой выбор содержания
профессиональной подготовки педагогических кадров; пропаганда среди населения здорового образа жизни. Обозначены важнейшие содержательные направления физического воспитания. Обобщены взгляды ученого-педагога на идею гармонического развития личности средствами физического воспитания. Изучена педагогическая концепция А. Д. Бутовского, в основе которой легли
идеалы и ценности гуманизма. Выявлено, что педагогическая концепция основана на признании и обосновании огромного педагогического, воспитательного значения спорта. Таким образом, суть разработанной А. Д. Бутовским педагогической концепции состояла в том, чтобы превратить спорт
в средство воспитания нового человека, здорового телом и духом, общительного и свободного. Спорт рассматривается им как средство воспитания, необходимое для интеллектуального, нравственного, эстетического, социального развития человека, для того чтобы он был готов «к борьбе с жизненными невзгодами». Спортивное воспитание, т. е. воспитание, использующее спорт в качестве средства педагогического воздействия на личность, А. Д. Бутовский оценивал как самое эффективное воспитание.
Ключевые слова: воспитание детей; физическое воспитание; всестороннее развитие личности;
социально-педагогические условия; педагогическое наследие; педагогическая концепция; педагогические идеи; педагоги
Abstract: The article highlights the activities of A. D. Butovsky, a prominent Russian social and political figure, a scientist and educationalist of the second half of the 19th century. The pedagogical ideas of the scientist are studied on the basis of primary sources, previously unused archival documents and modern literature. The purpose of the article is to analyze and generalize the problem of personality upbringing and
harmonious development in the pedagogical heritage of A. D. Butovsky. We have identified the following social and pedagogical conditions for the personality all-round development, offered by the educationalist: the development of the education content in educational institutions; creation of optimal conditions for physical training based on the teacher’s consideration of the psychophysiological characteristics of children of a certain age; creation of positive methods of physical, mental, moral, ethical, aesthetic personality upbringing; targeted choice of teaching personnel training content; healthy lifestyle promotion among the population. The most important areas of physical education are identified. The views of the scientist and educationalist on the idea of harmonious personality development by means of physical education are generalized. The pedagogical concept of A. D. Butovsky, which is based on the ideals and values of humanism, is studied. It is revealed that the pedagogical concept is based on the recognition and substantiation of the enormous pedagogical, educational significance of sport. Thus, the essence of the pedagogical concept developed by A. D. Butovsky was to turn sport into a means of educating a new person, who is sound of body and mind, sociable and free. The scientist considers sport as a means of upbringing that is necessary for the intellectual, moral, aesthetic, and social development of a person, in order for him to be ready “to fight the storms of life”. A. D. Butovsky evaluated sports upbringing, i.e. the upbringing using sports as a means of pedagogical impact on the personality, as the most effective upbringing.
Key words: education of children; physical education; comprehensive development of personality; social and pedagogical conditions; pedagogical heritage; pedagogical concept; pedagogical ideas; teachers
Для цитирования:
Пилавов, П. А. Сущность воспитания и всестороннего развития личности в
педагогическом наследии А. Д. Бутовского / П. А. Пилавов. – Текст : непосредственный // Pedagogical Education in Russia. – 2024. – №4. – С. 31-38.
For citation
Pilavov, P. A. (2024). The Essence of Personality Upbringing and All-Round Development in the Pedagogical Heritage of A. D. Butovsky // Pedagogical Education in Russia. – 2024. – №4. – P. 31-38.