Рубрика: СТРАТЕГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Файл статьи: PDF
Аннотация: Актуальность нашего исследования обусловлена тем, что в эпоху цифровизации у обучающихся всех уровней образования расширяются образовательные возможности, благодаря которым они динамично развиваются в соответствии со своими возрастными особенностями и индивидуальными образовательными запросами. Принято считать, что в цифровую эпоху общество разделилось на «цифровых аборигенов», которые могут успешно использовать цифровые технологии, и «цифровых мигрантов», у которых цифровая грамотность недостаточно сформирована. Следовательно, возникает проблема: каким образом возможно преодолеть или минимизировать «цифровое неравенство», прежде всего в общеобразовательных школах регионов Российской Федерации, на примере Самарской области? Цель исследования заключается в том, чтобы определить компоненты цифрового образовательного пространства региона и обосновать их взаимосвязь с преодолением «цифрового неравенства» с позиции психолого-педагогической науки. Исследование базируется на этатистском подходе к формированию цифрового пространства региона, на принципах человекосообразности, культуросообразности и социосообразности. Приоритетные методы исследования – анализ отечественной литературы, обобщение и системный анализ. Основным результатом нашего исследования является определение компонентов цифрового образовательного пространства региона – ментального, символического и социального как факторов, способствующих преодолению «цифрового неравенства» среди обучающихся. Теоретическая значимость исследования заключается в том, что обоснована инновационность процесса формирования цифрового образовательного пространства, заключающаяся в переходе на новый технологический уклад. Практическая значимость исследования заключается в том, что под руководством автора статьи был реализован комплекс мер для руководителей образовательных организаций, учителей и обучающихся по реализации Федерального проекта «Цифровая образовательная среда». Исходя из результатов исследования, был сделан вывод, что региональная специфика определяется тем, что в Самарской области уже накоплен богатый конструктивный опыт реализации программы «Цифровая образовательная среда», которая функционирует здесь с 2018 года.
Ключевые слова: цифровизация образования; цифровые технологии; цифровая образовательная среда; цифровое образовательное пространство; региональное образование; цифровая зрелость; общеобразовательные учебные заведения; школьники; компоненты цифрового образовательного пространства; психолого-педагогический аспект
Abstract: The relevance of our research is due to the fact that in the era of digitalization, students at all levels of education are expanding educational opportunities, thanks to which they dynamically develop in accordance with their age characteristics and individual educational needs. It is obvious that, in the digital era, society has divided into “digital natives” who can successfully use digital technologies, and “digital migrants” whose digital literacy is not sufficiently formed. Consequently, a problem arises: how is it possible to overcome or minimize the “digital inequality”, primarily in secondary schools in the regions of the Russian Federation, based on the example of the Samara region? The purpose of the study is to determine the components of the digital educational space of the region and justify their relationship with overcoming the “digital inequality” from the standpoint of psychological and pedagogical sciences. The study is based on the etatistsk approach to the formation of the digital space of the region, and on the principles of humanogenicity, cultural and socio-diversity (conformity). Priority research methods are the analysis of domestic literature, generalization and systematic analysis. The main results of our study are the definition of the components of the digital educational space of the region – mental, symbolic and social as factors that contribute to overcoming the “digital inequality” among students. The theoretical significance of the study lies in the fact that the innovativeness of the process of forming a digital educational space, which consists in the transition to a new technological structure, is justified. The practical importance of the research is that under the author’s management the complex of measures for heads of the educational organization, teachers and students, on implementation of the federal project “Digital Educational Environment” was realized. Based on the results of the study, it was concluded that the regional specificity is that the Samara region has already accumulated rich constructive experience in implementing the Digital Educational Environment program, which has been operating here since 2018.
Key words: digitalization of education; digital technologies; digital educational environment; digital educational space; regional education; digital maturity; general education institutions; schoolchildren; components of the digital educational space; psychological and pedagogical aspect

Для цитирования:

Акопьян, В. А. Формирование цифрового образовательного пространства региона: психолого-педагогический аспект / В. А. Акопьян. – Текст : непосредственный // Pedagogical Education in Russia. – 2024. – №6. – С. 27-34.

For citation

Akopyan, V. A. (2024). Formation of Digital Educational Space of the Region: Psychological and Pedagogical Aspect // Pedagogical Education in Russia. – 2024. – №6. – P. 27-34.