Музей образовательной организации в условиях развития суверенной системы отечественного образования: историко-педагогический опыт и современные тенденции
- Рубрика: ИСТОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
- Файл статьи: PDF
Аннотация: Пандемия COVID-19, трансформация системы международных отношений стали факторами, ускорившими изменения всех сфер жизни нашего общества. Музеи образовательных организаций сегодня также сталкиваются с новыми вызовами. Они не только вырабатывают новые стратегии работы с посетителями, активнее включаются в процесс освоения цифровых технологий, но и становятся активными участниками развития суверенной системы образования. В статье рассмотрены основные этапы становления, а также современные тенденции развития музейной педагогики в России; проанализировано влияние на повышение роли музеев нормативно-правовой базы (утверждение основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей, основ государственной политики Российской Федерации в области исторического просвещения). Музеи прошли долгий путь эволюции от элитарного собрания редкостей для образованных и утонченных ценителей до места памяти со сложными социокультурными функциями, ключевыми из которых являются хранение, изучение и популяризация исторического и культурного опыта. В современном мире на первый план выходит образовательная функция музея. Сформировавшаяся в начале XX века музейная педагогика, которая рассматривалась как способ просвещения, в настоящее время является действенным механизмом воспитания подрастающего поколения. В статье рассмотрен опыт сотрудничества ведущего музея РФ – Музея Победы – и музеев образовательных организаций. Авторы приходят к выводу, что развитие такого сотрудничества позволяет использовать и транслировать лучшие практики музейной педагогики и совершенствовать один из самых действенных инструментов гражданско-патриотического воспитания – школьный музей.
Ключевые слова: образовательный суверенитет; сохранение исторической памяти; школьный музей; цифровизация музея; цифровые технологии; музейная педагогика; гражданско-патриотическое воспитание; музейно-образовательное пространство; патриотизм
Abstract: The COVID-19 pandemic and the transformation of the international relations system have become factors that have accelerated changes in all spheres of our society. Museums of educational institutions are also facing new challenges today. They are not only developing new strategies for working with visitors, more actively engaging in the process of mastering digital technologies, but also becoming active participants in the development of a sovereign education system. The article examines the main stages of formation, as well as modern trends in the development of museum pedagogy in Russia; the influence of the regulatory framework on increasing the role of museums (approval of the principles of state policy for the preservation and strengthening of traditional Russian spiritual and moral values, the principles of the state policy of the Russian Federation in the field of historical education) is analyzed. Museums have come a long way in their evolution from an elite collection of rarities for educated and sophisticated connoisseurs to a place of memory with complex socio-cultural functions, the key ones of which are the storage, study and popularization of historical and cultural experience. In the modern world, the educational function of the museum comes to the fore. Museum pedagogy, which was formed at the beginning of the 20th century and was considered as a method of education, is currently an effective mechanism for educating the younger generation. The article examines the experience of cooperation between the leading museum of the Russian Federation – the Victory Museum – and museums of educational organizations. The authors conclude that the development of such cooperation allows using and transmitting the best practices of museum pedagogy and improving one of the most effective tools of civic-patriotic education – the school museum.
Key words: educational sovereignty; preservation of historical memory; school museum; digitalization of the museum; digital technologies; museum pedagogy; civic-patriotic education; museum-educational space; patriotism
Для цитирования:
Грибан, И. В. Музей образовательной организации в условиях развития суверенной системы отечественного образования: историко-педагогический опыт и современные тенденции / И. В. Грибан, Е. С. Слесаренко. – Текст : непосредственный // Pedagogical Education in Russia. – 2024. – №6. – С. 10-18.
For citation
Griban, I. V., Slesarenko, E. S. (2024). The Museum of an Educational Organization in the Context of the Creation of a Sovereign National Education System: Historical and Pedagogical Experience and Modern Trends // Pedagogical Education in Russia. – 2024. – №6. – P. 10-18.