Рубрика: ШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Файл статьи: PDF
DOI: 10.26170/2079-8717_2022_05_06
Аннотация: Актуальность статьи обусловлена тем, что в современном образовании достижение метапредметных результатов у младших школьников зафиксировано во ФГОС НОО 2021 года, а метапредметность выступает как ведущее условие для восприятия детьми целостной картины мира. Проблема исследования заключается в определении педагогических условий эффективного формирования метапредметных универсальных учебных действий у младших школьников на предметах эстетического цикла. Целью статьи является рассмотрение проблемы достижения метапредметных образовательных результатов в начальной школе. Задачами стали анализ понятия метапредметности в образовании, обобщение содержания метапредметных образовательных результатов, характеристика работы учителя в начальной школе. Теоретико-методологическую основу исследования составляют: концепция развития универсальных учебных действий (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, П. Я. Гальперин, Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов, А. Г. Асмолов); концепция универсальных учебных действий (А. Г. Асмолов, И. А. Володарская, Г. В. Бурменская и др.); теория содержания начального образования (С. П. Баранов, Н. Ф. Виноградова, А. Е. Дмитриев, М. М. Поташник); идея о соотношении модели и оригинала в обучении младших школьников (С. П. Баранов, А. Ж. Овчинникова, Е. Н. Землянская, М. Я. Ситниченко). Авторами использовались такие методы исследования, как анализ психолого-педагогической и учебно-методической литературы, наблюдение, беседа, изучение результатов деятельности учащихся, педагогический эксперимент. Практическая значимость исследования заключается в том, что подтверждена эффективность реализации в образовательном процессе начальной школы педагогических условий формирования метапредметных УУД у младших школьников; определен ведущий метод обучения – творческий проект в условиях интеграции предметов эстетического цикла. В данной статье авторами рассматривается проблема достижения метапредметных образовательных результатов обучения в начальной школе. Основной задачей образования является всестороннее развитие личности учащегося, поэтому внимание к метапредметным результатам обучения педагогически оправдано. Метапредметность является условием восприятия целостной картины мира людьми. Авторами раскрыто содержание метапредметных образовательных результатов, охарактеризованы условия работы в данном направлении. В числе важных педагогических условий названы: реализация системно-деятельностного и метапредметного подхода в обучении; уровневый подход к пониманию метапредметности; изменение позиции школьника в процессе обучения; использование новых технологий и средств обучения в начальной школе, учет достижения новых образовательных результатов, закрепленных Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования
Ключевые слова: метапредметные образовательные результаты; начальная школа; младшие школьники; метапредметность; педагогические условия; универсальные учебные действия
Abstract: The relevance of the article is due to the fact that in modern education, the achievement of meta-subject results among younger students is recorded in the Federal State Educational Standard of the Elementary General Education of 2021; and meta-subjectivity acts as a leading condition for the perception of a holistic picture of the world by children. The problem of the research is what are the pedagogical conditions for the effective formation of meta-subject universal educational activities in younger students on the subjects of the aesthetic cycle? The purpose of the article is to consider the problem of achieving metasubject educational results in elementary school. The tasks were to analyze the concept of meta-subjectivity in education, generalize the content of meta-subject educational results, and characterize the teacher’s work in elementary school. The theoretical and methodological basis of the study is: the concept of development of universal learning activities (L. S. Vygotsky, A. N. Leontiev, P. Ya. Galperin, D. B. Elkonin, V. V. Davydov, A. G. Asmolov); the concept of universal educational activities (A. G. Asmolov, I. A. Volodarskaya, G. V. Burmenskaya and others); the theory of the primary education content (S. P. Baranov, N. F. Vinogradova, A. E. Dmitriev, M. M. Potashnik); the idea of the relationship between the model and the original in teaching younger students (S. P. Baranov, A. Zh. Ovchinnikova, E. N. Zemlyanskaya, M. Ya. Sitnichenko). The article used such research methods as the analysis of psychological, pedagogical and educational literature, observation, conversation, studying the results of students' activities, and a pedagogical experiment. The practical significance of the study lies in the fact that the effectiveness of the implementation in the educational process of elementary school of the pedagogical conditions for the formation of meta-subject universal educational activities among younger students has been confirmed; the leading teaching method has been determined – a creative project in the context of the integration of subjects of the aesthetic cycle. In this paper, the authors consider the problem of achieving meta-subject educational learning outcomes in primary school. The main task of education is the comprehensive development of the student’s personality, therefore, attention to meta-subject learning outcomes is pedagogically justified. Metasubject is a condition for people to perceive a holistic picture of the world. The authors revealed the content of meta-subject educational results, characterized the working conditions in this direction. Among the important pedagogical conditions are named: the implementation of a system-activity and meta-subject approach in teaching; a level-based approach to understanding meta-subjects; a change in the student’s position in the learning process; the use of new technologies and teaching tools in primary school, taking into account the achievement of new educational results fixed by the Federal State Educational Standard of Primary General Education
Key words: meta-subject educational results; Primary School; younger students; metasubjectivity; pedagogical conditions; universal learning activities

Для цитирования:

Безбородова, Л. А. Метапредметные образовательные результаты в начальной школе / Л. А. Безбородова, А. С. Жук. – Текст : непосредственный // Педагогическое образование в России. – 2022. – № 5. – С. 57-65. – DOI: 10.26170/2079-8717_2022_05_06 // Pedagogical Education in Russia. – 2022. – №5. – С. 57-65. DOI 10.26170/2079-8717_2022_05_06.

For citation

Bezborodova, L. A., Zhuk, A. S. (2022). Metadisciplinary Educational Outcomes in Primary School. In Pedagogical Education in Russia. No. 5, pp. 57-65. DOI: 10.26170/2079-8717_2022_05_06 // Pedagogical Education in Russia. – 2022. – №5. – P. 57-65. DOI 10.26170/2079-8717_2022_05_06.