Рубрика: ИСТОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Файл статьи: PDF
DOI: 10.26170/2079-8717_2022_05_01
Аннотация: Современная ситуация в образовании актуализировала потребность в более глубоком изучении дистанционного образования – как его практических аспектов, так и его истории и теории. Китай является одним из флагманов дистанционного образования в настоящее время, что вызывает особый исследовательский интерес к процессу формирования системы дистанционного образования в этой стране. Данная статья призвана ответить на вопрос: каким образом происходило становление и развитие дистанционного образования в Китае? Для этого необходимо определить этапы развития и охарактеризовать их специфику. Используя методы изучения имеющихся научных источников на русском и иностранных языках, систематизации, периодизации, а также анализа официальных документов и материалов СМИ, автор значительно расширяет существующую периодизацию развития дистанционного образования в Китае, добавляя подготовительный этап, включающий анализ культурно-исторических предпосылок к становлению дистанционного образования в Китае, а также современный этап, охватывающий годы с начала пандемии COVID-19 и характеризующийся разнонаправленными тенденциями в развитии дистанционного образования в Китае. Таким образом, в общей сложности автором выделены и проанализированы пять этапов развития дистанционного образования в Китае. Описаны факторы, способствовавшие бурному развитию различных форм дистанционного образования во второй половине XX века и успешной реализации различных форм дистанционного образования в онлайн-формате в первой четверти XXI века. Данные факторы могут быть актуальны для современной российской теории и практики дистанционного образования в связи с наличием значительного количества общих для России и Китая особенностей в образовательной сфере. К таким особенностям можно отнести следующие: обширная территория, наличие территориально удаленных и труднодоступных регионов, нехватка квалифицированных педагогических кадров и низкий уровень жизни населения в периферийных регионах, повышенный спрос на дистанционные формы взаимодействия на всех уровнях образования. Компаративные исследования, анализ и адаптация положительного опыта Китая в сфере дистанционного образования могут способствовать эффективному поиску путей решения многих из указанных проблем образования в современной России
Ключевые слова: дистанционное обучение; дистанционные образовательные технологии; информационно-коммуникационные технологии; информатизация образования; информационная образовательная среда; китайское образование; заочное образование; конфуцианство; образовательное телевидение; открытые университеты
Abstract: The current situation in education has actualized the need for a deeper study of distance education – both its practical aspects and its history and theory. China is one of the flagships of distance education at the present time, the fact that causes special research interest in the process of forming a distance education system in this country. This article is intended to answer the question: how did the formation and development of distance education in China take place? To do this, it is necessary to identify the stages of development and characterize their specifics. Using the methods of studying available scientific sources in Russian and foreign languages, systematization, periodization, as well as analysis of official documents and media materials, the author significantly expands the existing periodization of the development of distance education in China, adding a preparatory stage, including the analysis of cultural and historical prerequisites for the formation of distance education in China, as well as the modern stage, covering years since the beginning of the COVID-19 pandemic and characterized by multidirectional trends in the development of distance education in China. Thus, in total, the author has identified and analyzed five stages of the development of distance education in China. The factors that contributed to the rapid development of various forms of distance education in the second half of the 20th century and the successful implementation of various forms of distance education in online format in the first quarter of the 21st century are described. These factors may be relevant to the modern Russian theory and practice of distance education due to the presence of a significant number of features common to Russia and China in the educational sphere. Such features include the following: a vast territory, the presence of geographically remote and hard-to-reach regions, a shortage of qualified teaching staff and a low standard of living of the population in peripheral regions, increased demand for remote forms of interaction at all levels of education. Comparative research, analysis and adaptation of China’s positive experience in the field of distance education can contribute to the effective search for solutions to many of these problems of education in modern Russia
Key words: distance learning; distance educational technologies; information and communication technologies; informatization of education; information educational environment; Chinese education; correspondence education; Confucianism; educational TV; open universities

Для цитирования:

Зубарева, Н. П. Основные этапы развития дистанционного образования в Китае / Н. П. Зубарева. – Текст : непосредственный // Педагогическое образование в России. – 2022. – № 5. – С. 8-16. – DOI: 10.26170/2079-8717_2022_05_01 // Pedagogical Education in Russia. – 2022. – №5. – С. 8-16. DOI 10.26170/2079-8717_2022_05_01.