Психолого-педагогические характеристики цифрового образовательного пространства
- Файл статьи: PDF
DOI: 10.26170/2079-8717_2022_01_17
Аннотация: В статье описана проблемная ситуация, связанная с активным использованием понятия «цифровое образовательное пространство» (ЦОС) в теории и практике образования при отсутствии четкого определения его психолого-педагогической сущности. Целью статьи является выявление психолого-педагогических особенностей такого феномена, как ЦОС. Эти особенности определяются на основе уже имеющихся общенаучных характеристик образовательного пространства. Теоретическое исследование проводилось на материалах проведенных за последние годы теоретических и эмпирических психолого-педагогических исследований, посвященных проблемам развития ЦОС и его влияния на субъектов образовательного процесса. В качестве методов исследования использованы общетеоретические методы: анализ теоретических и научно-практических источников, анализ эмпирических исследований, обобщение, проектирование. В ходе проведенного анализа были выявлены и обоснованы психолого-педагогические особенности современного ЦОС, а также проявившиеся риски для системы национального образования. Организационно-педагогическая сущность изучаемого пространства связана, прежде всего, с отсутствием прямой зависимости от геополитических границ или национальных систем образования; с потребностью в нормативно-правовом регулирования для введения дистанционного (электронного) обучения в национальные системы образования; с формированием единой информационно-образовательной среды в образовательной организации; с соблюдением конкретных требований к материально-техническому оснащению образовательного процесса. К дидактическим основаниям ЦОС можно отнести, прежде всего, необходимость разработки нового направления в педагогике – «цифровая дидактика» как дидактического основания для разработки электронного образовательного ресурса. В качестве психологических особенностей ЦОС можно выделить такие, как: появление иных пространственных, временных, организационных и технических ограничений взаимодействия педагога и обучающегося в учебном процессе; функционально-ролевая трансформация педагогической позиции в образовательном процессе и другие. Указанные психолого-педагогические характеристики ЦОС и выявленные риски цифровизации образования позволяют определить перспективы не только научных психолого-педагогических исследований, но и поиска эффективных технологий взаимодействия субъектов образовательного процесса в новых цифровых условиях.
Ключевые слова: образовательное пространство; информационные технологии; информатизация образования; информационная образовательная среда; образовательные организации; цифровые технологии; психолого-педагогические характеристики; педагогическая психология; психолого-педагогические исследования
Abstract: The article describes the problem situation associated with the active use of the concept of “digital educational space” (DES) in the theory and practice of education in the absence of a clear definition of its psychological and pedagogical essence. The aim of the article is to identify the psychological and pedagogical features of such phenomenon as DES. These features are determined on the basis of the already existing general scientific characteristics of the educational space. The theoretical study was carried out on the materials of theoretical and empirical psychological and pedagogical studies devoted to the problems of the development of DES and its impact on the subjects of the educational process. General theoretical methods were used as research methods: analysis of theoretical and scientific-practical sources, analysis of empirical research, generalization, design. During the analysis, the psychological and pedagogical features of the modern DES were identified and substantiate, and emerging risks to the national education system. Organizational and pedagogical essence of the studied space is connected, primarily, with the absence of direct dependence on geopolitical borders or national education systems; the need for regulation to introduce distance learning in national education systems; the formation of a unified information and educational environment in an educational organization; in compliance with specific requirements for the material and technical equipment of the educational process. The didactic foundations of DES include, first of all, the need to develop a new direction in pedagogy – “digital didactics” as a didactic basis for the development of an electronic educational resource. As the psychological features of the DES can be identified such as: the emergence of other spatial, temporal, organizational and technical limitations of the interaction between teacher and the student in the educational process; functional-role transformation of the pedagogical position in the educational process and others. These psychological and pedagogical characteristics of the DES and the identified risks of digitalization of education make it possible to determine the prospects not only for scientific psychological and pedagogical research, but also the search for effective technologies for the interaction of subjects of the educational process in the new digital conditions.
Key words: educational space; Information Technology; informatization of education; information educational environment; educational organizations; digital technologies; psychological and pedagogical characteristics; pedagogical psychology; psychological and pedagogical research
Для цитирования:
Спартакян, Н. С. Психолого-педагогические характеристики цифрового образовательного пространства / Н. С. Спартакян, М. Г. Синякова. – Текст : непосредственный // Pedagogical Education in Russia. – 2022. – №1. – С. 145-156. DOI 10.26170/2079-8717_2022_01_17.
For citation
Spartakyan, N. S., Sinyakova, M. G. (2022). Psychological and Pedagogical Characteristics of the Digital Educational Space // Pedagogical Education in Russia. – 2022. – №1. – P. 145-156. DOI 10.26170/2079-8717_2022_01_17.