Файл статьи: PDF
Аннотация: На основе результатов педагогического наблюдения, осуществленного автором в процессе обучения студентов из Китайской Народной Республики (КНР) русскому языку как иностранному на протяжении учебного года, в статье описываются типовые ошибки, которые допускают обучающиеся при выполнении письменных работ. В качестве основы для реализации типологического подхода автор рассматривает влияние интерференции при освоении русского языка как иностранного, уровень развития фонематического слуха, степень владения графическими способами передачи фонемного состава слова на письме. Цель исследования заключается в выявлении и классификации ошибок в письменной речи студентов из КНР; анализе причин их проявления; в описании интерференции как одной из значимых причин появления типичных затруднений в освоении русского языка как иностранного. Теоретико-методологическую базу составляют исследования в области методики обучения русскому языку как иностранному. В работе автор обращается к лингводидактическому подходу, коммуникативному, теории языковой личности, теории русской графики и орфографии. Автор использует следующие методы, направленные на достижение цели исследования: теоретический анализ научной и методической литературы, метод изучения результатов деятельности обучающихся, метод наблюдения, описательный метод, метод анализа, обобщения и систематизации полученных результатов. Основные результаты исследования связаны с типологическим описанием ошибок в письменной речи студентов из КНР, изучающих русский язык как иностранный.
Ключевые слова: китайские студенты; методика преподавания русского языка; русский язык как иностранный; типовые ошибки; диктанты; письменная речь; интерференция
Abstract: Based on the results of pedagogical observation carried out by the author in the process of teaching students from the People’s Republic of China Russian as a foreign language during the academic year, the article describes typical mistakes that students make when performing written work. As a basis for the implementation of the typological approach, the author considers the influence of interference in the development of Russian as a foreign language, the level of development of phonemic hearing, the degree of proficiency in graphic ways of transmitting the phonemic composition of a word in writing. The purpose of the study is to identify and classify errors in the written speech of students from the People’s Republic of China; to analyze the causes of their manifestation; to describe interference as one of the significant causes of typical difficulties in mastering Russian as a foreign language. The theoretical and methodological basis is made up of research in the field of teaching methods of Russian as a foreign language. In the work, the author refers to the linguodidactic approach, communicative, theory of linguistic personality, theory of Russian graphics and spelling. The author uses the following methods aimed at achieving the research goal: theoretical analysis of scientific and methodological literature, method of studying the results of students’ activities, method of observation, descriptive method, method of analysis, generalization and systematization of the results obtained. The main results of the study are related to the typological description of errors in writing by students from the People’s Republic of China studying Russian as a foreign language.
Key words: Chinese students; Russian language teaching methods; Russian as a foreign language; typical mistakes; dictations; written speech; interference

Для цитирования:

Плаксина, Е. Б. Основные тенденции в освоении русского языка китайскими студентами / Е. Б. Плаксина. – Текст : непосредственный // Pedagogical Education in Russia. – 2024. – №5. – С. 245-251.

For citation

Plaksina, E. B. (2024). The Main Trends in the Development of the Russian Language by Chinese Students // Pedagogical Education in Russia. – 2024. – №5. – P. 245-251.