Воспитание словом: трансформация функций обсценной лексики (культурологический эксперимент)
- Рубрика: ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
- Файл статьи: PDF
Аннотация: В данной статье рассматривается феномен трансформации функций обсценной лексики в контексте формирования культуры речи у студенческой молодежи через призму культурологического эксперимента. Целью данной статьи является изучение трансформации функций этой лексики в современном обществе. Исследование направлено на анализ того, каким образом употребление грубой и табуированной речи может влиять на восприятие информации, формирование ценностей и поведенческих установок у молодежи. Особое внимание уделяется тому, как историческое изменение этих функций может способствовать воспитательному процессу и каким образом его просветительский аспект может влиять на отказ от использования обсценной лексики в речи современного студенчества. Статья содержит теоретический анализ существующих методологических подходов к исследованию обсценной лексики, а также результаты эмпирического исследования, проведенного среди 650 студентов Владивостокского государственного университета. Эксперимент включал выявление реакций участников и их отношения к вопросам, касающимся функций и использования в своей речи обсценной лексики. Полученные данные свидетельствуют о том, что использование обсценных выражений в речи студенческой молодежи чаще всего является необоснованным вследствие недостаточного осознания ими семантических и функциональных аспектов этой лексики. Авторы констатируют, что такое непонимание способствует формированию негативных стереотипов относительно допустимости использования нецензурной брани, что указывает на снижение уровня культурного воспитания в современном обществе.
Ключевые слова: обсценная лексика; культура речи; культурный код; табуированные выражения; сакрализация смысла; трансформация номинативной функции; образовательный дискурс; студенты; культурологические эксперименты
Abstract: This article examines the phenomenon of transformation of the functions of obscene vocabulary in the context of the formation of speech culture among students through the prism of cultural experiment. The purpose of this article is to study the transformation of the functions of this vocabulary in modern society. The study aims to analyze how the use of rude and taboo speech can influence the perception of information, the formation of values and behavioral attitudes among young people. Special attention is paid to how a historical change in these functions can contribute to the educational process and how its educational aspect can influence the rejection of the use of obscene vocabulary in the speech of modern students. The article contains a theoretical analysis of existing methodological approaches to the study of obscene vocabulary, as well as the results of an empirical study conducted among 650 students of Vladivostok State University. The experiment included identifying the reactions of participants and their attitudes to issues related to the functions and use of obscene vocabulary in their speech. The data obtained indicate that the use of obscene expressions in the speech of students is often unjustified due to their lack of awareness of the semantic and functional aspects of this vocabulary. The authors state that such a misunderstanding contributes to the formation of negative stereotypes regarding the permissibility of using obscene language, which indicates a decrease in the level of cultural education in modern society.
Key words: obscene vocabulary; speech culture; cultural code; taboo expressions; sacralization of meaning; transformation of the nominative function; educational discourse; students; cultural-logical experiments
Для цитирования:
Борзова, Т. А. Воспитание словом: трансформация функций обсценной лексики (культурологический эксперимент) / Т. А. Борзова, О. А. Воронина. – Текст : непосредственный // Pedagogical Education in Russia. – 2025. – №3. – С. 88-94.
For citation
Borzova, T. A., Voronina, O. A. (2025). Educating with Words: Transformation of the Functions of Obscene Vocabulary (Cultural Experiment) // Pedagogical Education in Russia. – 2025. – №3. – P. 88-94.