Проблемы психолого-педагогического мониторинга первоклассников в образовательной организации
- Файл статьи: PDF
Аннотация: Статья посвящена выявлению проблем и возможностей психолого-педагогического мониторинга первоклассников в образовательной организации. Изучению видов и содержанию мониторинга посвящено много научных статей, книг, пособий, каждая образовательная организация находит свой вид мониторинга, но проблема остается и заключается в том, что нет единой структуры и четких критериев оценивания динамики развития и единого инструментария в дошкольном периоде, а еще проблемнее – в первом классе. В Федеральном законе от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» определяется понятие инклюзивного образования как обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей, в одном классе обучаются нормотипичные дети и дети с нарушением, к каждому ребенку необходимы индивидуальные подход и оценивание, критерии всех видов мониторинга одни, в связи с этим дети с ограниченными возможностями здоровья изначально попадают в группу риска. В нашем исследовании эту проблему мы попытались решить готовыми диагностическими тетрадями для проведения мониторинга. В статье применен психолого-педагогический мониторинг «Школьный старт» и «Универсальные учебные действия» (В. Беглова, Т. Р. Битянова, Т. В. Меркулова, А. Г. Теплицкая). В теоретической части статьи дан анализ понятия мониторинга разных авторов, рассмотрены виды мониторинга, уровни в образовательной системе, дано обобщенное понятие. Рекомендательным характером предложен мониторинг дошкольников, требования поступления в школу. В практической части описана входящая диагностика «Школьный старт», представлены результаты по уровням обучения и развития инструментальной и личностной готовности первоклассников на начало учебного года (сентябрь, 2024) и повторной диагностики «УУД» (апрель, 2025). В таблицах и рисунках показаны результаты изменений показателей и их динамика. Полученные результаты являются важной информацией для всех субъектов образовательной среды, так как своевременный мониторинг позволит выявить проблемы развития и обучения обучающихся, спрогнозировать дальнейшее развитие, а также скорректировать учебный процесс на каждом этапе обучения.
Ключевые слова: начальная школа; младшие школьники; первоклассники; образовательный процесс; готовность к обучению; учебная деятельность; универсальные учебные действия; психолого-педагогический мониторинг; входящая диагностика; методы диагностики; познавательная деятельность
Abstract: The article is devoted to identifying the problems and opportunities of psychological and pedagogical monitoring of first-graders in an educational organization. Many scientific articles, books, and manuals are devoted to studying the types and content of monitoring, and each educational organization has its own type of monitoring, but the problem remains that there is no unified structure or clear criteria for assessing the dynamics of development or a unified toolkit in the preschool period, and even more so in the first grade. The Federal Law No. 273-FZ dated December 29, 2012, “On Education in the Russian Federation”, defines the concept of inclusive education as ensuring equal access to education for all students, taking into account the diversity of special educational needs and individual capabilities. In an inclusive classroom, both typical and disabled children are taught together, and each child requires an individual approach and assessment. The criteria for all types of monitoring are the same, and children with disabilities are initially included in the classroom. In our research, we tried to solve this problem by using ready-made diagnostic notebooks for monitoring. The main concept in the article is the psychological and pedagogical monitoring “School Start” and “Universal Learning Actions” by V. Beglova, T. R. Bityanova, T. V. Merkulova, and A. G. Teplitskaya. In the theoretical part of the article, we analyze the concept of monitoring by different authors, discuss the types of monitoring, levels in the educational system, and provide a generalized definition. We also recommend monitoring for preschoolers and the requirements for entering school. The practical part describes the incoming diagnostics “School Start” and presents the results of the levels of learning and development of instrumental and personal readiness of first-graders (September 2024), the beginning of the academic year, and the repeated diagnostics “Universal Learning Activities” (April 2025). The tables and figures show the results of changes in indicators and their dynamics. The obtained results are important information for all subjects of the educational process.
Key words: primary school; primary school students; first-graders; educational process; readiness for learning; educational activities; universal educational activities; psychological and pedagogical monitoring; incoming diagnostics; diagnostic methods; cognitive activity
Для цитирования:
Воробьёва, М. А. Проблемы психолого-педагогического мониторинга первоклассников в образовательной организации / М. А. Воробьёва, Н. Л. Грищенко. – Текст : непосредственный // Pedagogical Education in Russia. – 2025. – №5. – С. 302-311.
For citation
Vorobyeva, M. A., Grishchenko, N. L. (2025). Problems of Psychological and Pedagogical Monitoring of First-Graders in an Educational Organization // Pedagogical Education in Russia. – 2025. – №5. – P. 302-311.