Файл статьи: PDF
Аннотация: Статья посвящена изучению проблемы применимости идей и положений демонстрационного экзамена, разработанного по стандартам Ворлдскиллс Россия для организаций СПО, в государственной итоговой аттестации выпускников вуза. Цель статьи состоит в рассмотрении и последующем анализе описанного в информационных источниках опыта использования демонстрационного экзамена в вузах и формулировке на основе этого положений, принятие которых, с точки зрения авторов, позволит ввести демоэкзамен в образовательную практику вузов. Обосновывается невозможность применения стандартов демоэкзамена Ворлдскиллс Россия для большинства профилей вузовской подготовки, что обусловливает отсутствие в вузах необходимости создания специализированных центров по принятию демоэкзамена, избыточность организационной атрибутики и ограничений. При этом делается заключение о желательности и целесообразности ориентации ГИА в вузе на проверку и оценку сформированности компетенций выпускников через демонстрацию профессиональной деятельности. Для такой оценки может быть использован аналог демоэкзамена, организация и проведение которого будут осуществляться в соответствии с положениями, обоснование которых выполнено в статье. Действие положений показано на примере организации демоэкзамена для выпускников магистратуры направления подготовки 44.04.01 Педагогическое образование, профиль «Цифровые технологии в работе педагога» в Уральском государственном педагогическом университете. В результате проведенного анализа и выполненных построений в статье делаются выводы, общий смысл которых состоит в том, что использование демоэкзамена при проведении ГИА целесообразно, однако в вузе должна быть создана гибкая система, с одной стороны, позволяющая выпускающим кафедрам формировать экзаменационные задания и подбирать для них оптимальные технологии с учетом специфики образовательной программы, а с другой стороны, обеспечивающая контроль качества заданий и критериев их оценивания.
Ключевые слова: государственная итоговая аттестация в вузе; демонстрационный экзамен; профессиональные компетенции; оценка профессиональной готовности выпускника вуза
Abstract: The article is devoted to the study of the problem of the applicability of the ideas and provisions of the demonstration exam, developed according to the standards of WorldSkills Russia for organizations of secondary vocational education, in the state final certification of university graduates. The purpose of the article is to review and further analyze the experience of using the demonstration exam in universities described in information sources and formulate on this basis the provisions, the adoption of which, from the point of view of the authors, will allow introducing the demo exam into the educational practice of universities. The article substantiates the impossibility of applying the standards of the WorldSkills Russia demo exam for most profiles of university training, which leads to the absence of the need for universities to create specialized centers for taking the demo exam, the redundancy of organizational paraphernalia and restrictions. At the same time, a conclusion is made about the desirability and expediency of guiding the state final certification in the university to check and evaluate the formation of graduates’ competencies through the demonstration of professional activity. For such an assessment, an analogue of a demo exam can be used, the organization and conduct of which will be carried out in accordance with the provisions, the rationale for which is made in the article. The effect of the provisions is shown on the example of organizing a demo exam for graduates of the master’s program of study 44.04.01 Pedagogical education, profile “Digital technologies in the work of a teacher” at the Ural State Pedagogical University. As a result of the analysis and constructions carried out, the article draws conclusions, the general meaning of which is that the use of a demo exam during the state final certification is advisable, however, a flexible system should be created at the university, allowing, on the one hand, graduating departments to form examination tasks and select for them, optimal technologies, taking into account the specifics of the educational program, and, on the other hand, providing quality control of tasks and criteria for their evaluation.
Key words: state final certification at the university; demonstration exam; professional competencies; assessment of the professional readiness of a university graduate

Для цитирования:

Стариченко, Б. Е. Особенности проведения демонстрационного экзамена в вузе / Б. Е. Стариченко, Л. В. Сардак. – Текст : непосредственный // Pedagogical Education in Russia. – 2023. – №2. – С. 123-132.

For citation

Starichenko, B. E., Sardak, L. V. (2023). Features of the Demonstration Exam at the University // Pedagogical Education in Russia. – 2023. – №2. – P. 123-132.