Рубрика: УПРАВЛЕНИЕ И ЭКОНОМИКА ОБРАЗОВАНИЯ
Файл статьи: PDF
Аннотация: В статье рассматривается проблема формирования управленческой культуры руководителя дошкольной образовательной организации (ДОО), поиска оптимальных способов, механизмов оценки ее сформированности. Актуальность обозначенной проблемы подтверждается исследованиями последних десятилетий, посвященных изучению управленческой культуры, указывающих на то, что управленческая культура является условием не только эффективной управленческой деятельности, но и деятельности организации в целом. Целью работы стала разработка программы диагностики сформированности управленческой культуры руководителей ДОО. В статье обозначены основные научные подходы к структуре управленческой культуры с позиции личностно ориентированного и деятельностного подходов, предложена авторская модель управленческой культуры руководителя ДОО, состоящая из шести компонентов: ценностно-смыслового, когнитивного, креативно-технологического, коммуникативно-поведенческого, рефлексивного, имиджевого. Раскрыто содержание каждого из представленных компонентов. На основе предложенной модели разработаны критерии, показатели оценивания управленческой культуры руководителя ДОО, выделены три уровня ее сформированности: низкий (допустимый), средний (функциональный), высокий (креативный). Дана содержательная характеристика уровней в соответствии с каждым критерием оценки (компонентом управленческой культуры). Предложенные методики исследования управленческой культуры направлены на изучение каждого из представленных компонентов. Обоснованность, объективность и достоверность представленных материалов обеспечиваются проведенным анализом теоретических и практических работ отечественных и зарубежных ученых, актуальных нормативно-правовых актов, регламентирующих подготовку и деятельность управленческих кадров в сфере дошкольного образования, опыта деятельности ДОО. Таким образом, разработанная программа диагностики позволяет полноценно и достаточно точно оценить уровень сформированности управленческой культуры руководителей ДОО, обладает универсальным характером и поэтому может использоваться в условиях любой ДОО. Полученные с помощью обозначенных методик данные могут быть использованы в целях повышения качества подготовки будущих руководителей ДОО, совершенствования эффективности профессиональной переподготовки и системы повышения квалификации действующих специалистов.
Ключевые слова: управленческая культура; руководители образовательных организаций; дошкольные образовательные организации; уровни сформированности; управленческая деятельность; педагогическая диагностика
Abstract: The article deals with the problem of the formation of the managerial culture of the head of a preschool educational organization (PEO), search for optimal ways, mechanisms for assessing its formation. The relevance of this problem is confirmed by studies of recent decades devoted to the study of managerial culture, indicating that managerial culture is a condition not only for effective managerial activity, but also for the organization as a whole. The purpose of the work was to develop a diagnostic program for the formation of the managerial culture of the heads of the PEO. The article outlines the main scientific approaches to the structure of managerial culture from the perspective of personality-oriented and activity-based approaches, the author’s model of the managerial culture of the head of the preschool educational institution is proposed, consisting of six components: value-semantic, cognitive, creative-technological, communicative-behavioral, reflexive, image. The content of each of the presented components is disclosed. On the basis of the proposed model, criteria and indicators for assessing the managerial culture of the head of the preschool educational institution have been developed, three levels of its formation have been identified: low (acceptable), medium (functional), high (creative). A meaningful characteristic of the levels is given in accordance with each evaluation criterion (a component of managerial culture). The proposed methods of management culture research are aimed at studying each of the presented components. The validity, objectivity and reliability of the presented materials is ensured by the analysis of theoretical and practical works of domestic and foreign scientists, current regulatory legal acts regulating the training and activities of managerial personnel in the field of preschool education, the experience of the activities of preschool educational institutions. Thus, the developed diagnostic program allows you to fully and accurately assess the level of formation of the managerial culture of the heads of preschool educational institutions, has a universal character and therefore can be used in any preschool environment. The data obtained with the help of the indicated methods can be used to improve the quality of training of future heads of preschool educational institutions, improve the effectiveness of professional retraining and the system of advanced training of existing specialists.
Key words: management culture; heads of educational organizations; preschool educational organizations; levels of formation; management activities; pedagogical diagnostics