Рубрика: СТРАТЕГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Файл статьи: PDF
Аннотация: Статья рассматривает рубежную ситуацию выхода России из Болонского процесса, представляющую собой, с одной стороны, вызов российской системе высшего образования, а с другой – возможность ее реформирования. Целью исследования стал анализ ключевых проблем и перспектив развития высшего образования в России в поиске нового вектора его развития. Новизна исследования состоит в выдвижении идеи становления и развития научно-образовательного суверенитета отечественного высшего образования, в основе которого должны лежать традиционные ценности российского образования и национальные интересы технологически развивающейся экономики России. Исследовательский инструментарий включал наряду с теоретическими методами, направленными на сохранение традиционных российских ценностей образования, эмпирические методы анкетирования, опроса и наблюдений за реализацией целевых задач высшего образования. Сопоставительный анализ ключевых проблем переходного периода, выдвинутых экспертами, учеными и административными работниками с уровнем (не)поддержки их позиций педагогами и студентами в отношении взглядов на реформирование системы высшего образования, позволил представить всестороннюю картину поиска аксиологических ориентиров его развития через дискуссию и предлагаемые пути преодоления проблем образовательного процесса в различных вузах России, среди которых перспективна идея включения в него таких отечественных направлений, как аксиология иноязычного образования и профессиональная лингводидактика, отвечающих стратегии становления научно-образовательного суверенитета России.
Ключевые слова: высшие учебные заведения; российское высшее образование; Болонская система образования; научно-образовательный суверенитет; аксиология иноязычного образования; профессиональная лингводидактика; реформирование образования; образовательные реформы; образовательный процесс
Abstract: The article considers the milestone situation of Russia’s leaving the Bologna process, which, on the one hand, represents a challenge to the Russian system of higher education, and, on the other hand, an opportunity to reform it. The aim of the study was to analyze the key problems and prospects for the development of higher education in Russia in search of a new vector of its development. The novelty of the study lies in the idea of the formation and development of the scientific and educational sovereignty of domestic higher education, which should be based on the traditional values of Russian education and the national interests of the technologically developing economy of Russia. The research tools included, along with theoretical methods aimed at preserving the traditional Russian values of education, empirical methods of questioning and monitoring the implementation of the targets of higher education. A comparative analysis of the key problems of the transition period, put forward by experts, scientists and administrative workers with the level of (non) support for their positions by teachers and students in relation to views on reforming the higher education system, made it possible to present a comprehensive picture of the search for axiological guidelines for its development through discussion and proposed ways to overcome the problems of the educational process in various universities of Russia, among which the idea of including such domestic areas as the axiology of foreign language education and professional linguodidactics, which meet the promising strategy of the formation of scientific and educational sovereignty of Russia.
Key words: higher educational institutions; Russian higher education; Bologna education system; scientific and educational sovereignty; axiology of foreign language education; professional linguodidactics; reforming education; educational reforms; educational process

Для цитирования:

Крупченко, А. К. Аксиологические ориентиры реформирования системы высшего образования: вызовы настоящего и возможности будущего / А. К. Крупченко, И. В. Головина, Х.-А. С. Халадов. – Текст : непосредственный // Pedagogical Education in Russia. – 2023. – №4. – С. 12-19.

For citation

Krupchenko, A. K., Golovina, I. V., Khaladov, K.-A. S. (2023). Reforming the System of Higher Education: Challenges of the Present and Opportunities for the Future // Pedagogical Education in Russia. – 2023. – №4. – P. 12-19.