Рубрика: ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Файл статьи: PDF
Аннотация: Введение. В настоящее время в государственной политике Российской Федерации меняется парадигма в использовании превентивных методов в работе с обучающимися психологами образовательных организаций с профилактики суицидальных рисков на позитивную профилактику. Одним из ее аспектов является формирование жизнестойкости у обучающихся. Как показывают исследования, жизнестойкость позволяет человеку позитивно преодолевать возникающие вокруг него невзгоды, трудности, которые в дальнейшем способны привести к летальному исходу. Поэтому наше исследование посвящено изучению влияния одного из основных факторов защиты, а именно жизнестойкости, на риски суицида у обучающихся. Методы. Основным методом исследования являлся формирующий эксперимент. Выборку составили 77 обучающихся (46 мальчиков и 31 девочка) в возрасте 13–14 лет. Исследование было реализовано в два этапа: 1 этап – исследование взаимосвязи суицидального риска и жизнестойкости у обучающихся; 2 этап – реализация программы развития жизнестойкости и определение влияния жизнестойкости на риски суицида у обучающихся. Для обработки полученных результатов использовались методы математической статистики с применением программы STATISTICA 7. Результаты. По результатам исследования были установлены множественные отрицательные корреляционные связи между параметрами жизнестойкости и суицидальными рисками, при низких значениях по жизнестойкости и ее параметрами результаты по суицидальным рискам у обучающихся высокие и, наоборот, при высоких значениях по жизнестойкости и ее параметрам результаты по суицидальным рискам низкие. Далее нами была разработана и апробирована программа формирования жизнестойкости. Программа включает в себя три блока, каждый из которых ориентирован на формирование одного из компонентов жизнестойкости: вовлеченность, контроль и принятие риска. Полученные в результате апробации программы данные указывают на то, что у респондентов произошли существенные позитивные изменения как по уровню жизнестойкости и ее компонентам, так и по уровню суицидального риска и стрессогенным проблемам, влияющим на психологический комфорт обучающихся. Заключение. Проведенное исследование позволяет утверждать, что жизнестойкость влияет на риски суицида и ее формирование позволяет профилактировать суициды у обучающихся. Результаты исследования могут быть использованы с целью нивелирования суицидального риска у обучающихся через формирование жизнестойкости.
Ключевые слова: подростковый суицид; суицидальное поведение; суицидальные риски; самоубийство; подростки; личность подростка; жизнестойкость личности; параметры жизнестойкости; профилактика суицида; профилактическая работа
Abstract: Introduction. Currently, in the state policy of the Russian Federation, the paradigm is changing in the use of preventive methods in working with trained psychologists of educational organizations from the prevention of suicidal risks to positive prevention. One of the aspects of which is the formation of resilience in students. Research shows that resilience allows a person to overcome adversities that arise around him positively, difficulties that can lead to death in the future. Therefore, our study is devoted to the study of the influence of one of the main factors of protection, namely, resilience on the risks of suicide in students. Methods. The main research method was a formative experiment. The sample consisted of 77 students (46 boys and 31 girls) aged 13–14. The study was implemented in two stages: stage 1 – studies of the relationship between suicide risk and resilience in students; stage 2 – implementation of the resilience development program and determination of the impact of resilience on suicide risks in students. To process the results obtained, methods of mathematical statistics using the STATISTICA 7 program were used. Results. According to the results of the study, multiple negative correlations were established between the parameters of resilience and suicidal risks, with low values for resilience and its parameters, the results for suicidal risks in students are high and, conversely, with high values for resilience and its parameters, the results for suicidal risks are low. Next, we developed and tested a program for the formation of resilience. The program includes three blocks, each of which is focused on the formation of one of the components of resilience: engagement, control and risk acceptance. The data obtained as a result of testing the program indicate that the respondents had significant positive changes both in terms of the level of resilience and its components, and in terms of the level of suicidal risk and stressful problems affecting the psychological comfort of students. Conclusion. The conducted research suggests that resilience affects the risks of suicide and its formation makes it possible to prevent suicides in students. The results of the study can be used to level the suicidal risk in students through the formation of resilience.
Key words: teenage suicide; suicidal behavior; suicidal risks; suicide; teenagers; adolescent personality; personality resilience; hardiness parameters; suicide prevention; preventive work

Для цитирования:

Васягина, Н. Н. Формирование жизнестойкости как условие профилактики суицида у обучающихся / Н. Н. Васягина, А. И. Рудницкая. – Текст : непосредственный // Pedagogical Education in Russia. – 2023. – №4. – С. 103-111.

For citation

Vasyagina, N. N., Rudnitskaya, A. I. (2023). Formation of Resilience as a Condition for the Prevention of Suicide in Students // Pedagogical Education in Russia. – 2023. – №4. – P. 103-111.