Рубрика: ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Файл статьи: PDF
Аннотация: В данной статье рассматриваются основные теоретические аспекты проблемы взаимосвязи самоотношения личности и агрессии. Авторы на основе теоретического анализа предположили, что высокоагрессивные студенты должны иметь некоторые особенности структуры самоотношения. Для проверки гипотезы исследования и изучения особенностей структуры самоотношения у высокоагрессивных студентов использовался эксплораторный факторный анализ. Посредством варимакс-вращения были выявлены три фактора, которые авторы определили как комплекс полноценности, искренность самопрезентации и самодостаточность. Комплекс полноценности — это фактор, состоящий из таких структурных элементов, как самопринятие, самоуверенность и саморуководство. Таким образом, высокоагрессивные студенты отличаются безусловно положительным отношением к себе. Они хорошо контролируют свои действия, предпочитая не слушать других и делать всё по-своему. Искренность самопрезентации проявляется в том, что высокоагрессивные студенты открыты внешней среде и не имеют внутреннего конфликта, конфликта с самим собой, так как их открытость не приводит к осознанию проблем в качестве критической ситуации. Они не стесняются проявлять агрессию, так как считают, что это нормальный способ разрешения проблем. Самодостаточность высокоагрессивных студентов выражается в установке, согласно которой они якобы не могут быть неправы. Такое поведение можно объяснить механизмом формирования «зеркального я» по Чарльзу Кули, т. е. позитивного самовосприятия как результата положительного подкрепления агрессивных действий извне. Агрессивные студенты обладают высоким уровнем ощущения самоэффективности и поэтому уверены в себе.
Ключевые слова: Самоотношение личности; агрессия; агрессивное поведение; студенты; комплекс полноценности; искренность самопрезентации; самодостаточность.

Для цитирования:

Водяха, С. А. Особенности самоотношения высокоагрессивных студентов / С. А. Водяха, Ю. Е. Водяха, Г. Ф. Мирзамамедова // Педагогическое образование в России. – 2018. – №11. – С. 152-156.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.