Архив журнала
Дидактические возможности мобильного обучения как современной образовательной технологии с позиции деятельностного и компетентностного подходов
- 534
- Файл статьи: PDF
Аннотация: В статье с позиции особенностей глобальной информационно-коммуникационной образовательной парадигмы представлен обзор исследований отечественных педагогов, посвященных одному из примеров современных информационно-коммуникационных технологий — технологий мобильного обучения. В качестве предмета обзора и анализа выбрана и описана характеристика «современности» образовательных технологий, связанная, с точки зрения авторов статьи, прежде всего, с конкретизацией и установлением соответствия деятельностного аспекта образовательной технологии идеологии нормативных документов. Обращается внимание на путь обоснования педагогами результатов выделения преимуществ рассматриваемой технологии, который, в основном, характеризуется с технологических позиций. Показывается, что такой путь является односторонним, так как не учитывает весь веер взаимосвязей всех компонентов образовательной технологии, а также возможности реализации совместной деятельности всех участников образовательного процесса. С позиции ФГОС высшего образования, Профессионального стандарта педагога в рамках компетентностного подхода предлагается иной путь обоснования возможностей реализации принципов использования информационно-коммуникационных технологий для технологии мобильного обучения, сущность и логика которого состоит в следующем: дви-жение от цели, дидактической задачи обучения к конкретизации и характеристике компо-нентов индивидуального и совместного видов деятельности преподавателя и обучающихся, далее — к анализу возможностей реализации этих видов деятельности с помощью средств мобильного обучения и, наконец, — к заключению о дидактических возможностях рассматриваемой технологии. В рамках предложенной идеологии проведен анализ деятельностного аспекта технологии мобильного обучения не только с позиции совершенствования деятельности преподавателя, но и с точки зрения конкретизации индивидуальной деятельности студента (с указанием возможностей реализации и других форм совместной деятельности). Этот анализ позволил сформулировать вывод об образовательной ценности, педагогической целесообразности, дидактической значимости и методической эффективности технологии мобильного обучения.
Ключевые слова: Образовательные технологии; информационно-коммуникационные технологии; мобильное обучение; деятельностный подход; компетентностный подход.
Для цитирования:
Слепухин, А. В. Дидактические возможности мобильного обучения как современной образовательной технологии с позиции деятельностного и компетентностного подходов / А. В. Слепухин, И. Н. Семенова // Педагогическое образование в России. – 2018. – №8. – С. 145-152.