Файл статьи: PDF
Аннотация: В статье исследуется проблема формирования жизнестойкости будущих педагогов дошкольного образования в ее взаимосвязи с профессиональной идентичностью. Рассмотрены феномен жизнестойкости как ресурса личности, позволяющего действовать в многообразных сложных жизненных и профессиональных ситуациях, и профессиональной идентичности как одной из сторон самосознания. Представлены сущность жизнестойкости личности как системы убеждений или установок, описана ее трехкомпонентная структура, включающая вовлеченность, контроль и принятие риска как аттитюды жизнестойкости. Авторами выдвинуто предположение о том, что жизнестойкость и профессиональная идентичность будущих воспитателей дошкольных образовательных организаций являются взаимосвязанными, что на формирование профессиональной идентичности положительное влияние оказывает жизнестойкость личности. С целью оценки влияния жизнестойкости личности на динамику развития профессиональной идентичности у будущих педагогов дошкольных образовательных организаций было проведено опытно-экспериментальное исследование. Авторами представлен сравнительный анализ уровней развития жизнестойкости и профессиональной идентичности у студентов очной и заочной форм обучения, определены имеющиеся между ними различия. Кроме того, сделан вывод о том, что профессиональная идентичность в полной мере формируется только на достаточно высоком уровне профессионального развития. При помощи методов математической статистики выявлена и произведена оценка степени взаимосвязанности показателей жизнестойкости и профессиональной идентичности, свидетельствующая о наличии заметной связи между ними и статистически значимой зависимости. Результаты исследования дают возможность подтвердить предположение о том, что выраженный уровень жизнестойкости оказывает положительное влияние на формирование профессиональной идентичности будущих воспитателей.
Ключевые слова: Жизнестойкость личности; вовлеченность; подготовка будущих педагогов; принятие риска; профессиональная идентичность; педагоги дошкольного образования.

Для цитирования:

Забоева, М. А. Влияние жизнестойкости личности на профессиональную идентичность будущих педагогов дошкольного образования / М. А. Забоева, Н. А. Каратаева // Педагогическое образование в России. – 2018. – №11. – С. 103-107.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.