Вам может быть интересно:
Архив журнала
Новые дидактические приемы и методы обучения в общеобразовательных школах повышенного типа и попытки модернизации системы школьного образования на Урале в 1920-е – начале 1930-х годов
- 131
- Файл статьи: PDF
Аннотация: В статье речь идет о необходимости внедрения советским руководством новых дидактических приемов и методов обучения в учебный процесс советской повышенной школы на Урале в 1920-е – начале 1930-х годов. Характеризуется политика молодого советского государства в отношении содержании и организации учебного процесса в повышенной школе. Рассматривается сущность таких технологий, как Далтон-план, бригадно-лабораторный метод и метод проектов, приводится примерная форма задания по физике в соответствии с Дальтон-планом, анализируется дидактическая цель данного задания. В данном исследовании авторы впервые специально поднимают вопрос о педагогических преобразованиях в начале 1930-х годов на Урале. Анализируются причины возвращения к традиционной классно-урочной системе. Проведенное исследование показало, насколько важны не только научное, но в большей степени детальное методическое обеспечение преобразований в сфере школьного образования, система подготовки учительства и, безусловно должное финансовое обеспечение, от которого в наибольшей степени зависит возможность проявления активности учителя и учащихся. Авторы положительно оценивают модернизационные процессы, происходившие в повышенной школе в указанный период, но вместе с тем необходимо отметить, что невозможность целостной реализации всех идей, заложенных в программах Государственного ученого совета, была связана в первую очередь со слабой материальной базой школ и недостаточной квалификацией массового учительства.
Ключевые слова: общеобразовательные школы; школы повышенного типа; государственная политика; семилетний всеобуч; политехнизация образования; модернизация образования; Урал; профессиональный уклон; дидактические приемы обучения; методы обучения; образовательный процесс; советская педагогика
Abstract: The article deals with the necessity of introduction by the Soviet leadership of new didactic techniques and methods of teaching in the educational process of the Soviet high school in the Urals in the 1920s – early 1930s. The policy of the young Soviet state with regard to the content and organization of the educational process in the advanced school is characterized. The essence of such technologies as Dalton-plan, brigade-laboratory method and project method is considered, an example form of physics assignment in accordance with Dalton-plan is given, the didactic purpose of this assignment is analyzed. In this study the authors for the first time specifically raise the issue of pedagogical transformations in the early 30s in the Urals. The reasons for the return to the traditional classroom-lesson system are analyzed. The study has shown how important is not only scientific, but to a greater extent detailed methodological support of transformations in the sphere of school education, the system of teacher training and, of course, proper financial support, on which the possibility of teacher and student activity depends to the greatest extent. The authors positively assess the modernization processes that took place in the high school during the period, but at the same time it should be noted that the impossibility of holistic implementation of all the ideas laid down in the GUS programs was primarily due to the weak material base of schools and insufficient qualification of mass teachers.
Key words: comprehensive schools; advanced schools; state policy; seven-year universal education; polytechnicization of education; modernization of education; Ural; professional bias; didactic teaching methods; teaching methods; educational process; Soviet pedagogy
Для цитирования:
Попов, М. В. Новые дидактические приемы и методы обучения в общеобразовательных школах повышенного типа и попытки модернизации системы школьного образования на Урале в 1920-е – начале 1930-х годов / М. В. Попов, Н. Л. Савин. – Текст : непосредственный // Педагогическое образование в России. – 2024. – №6. – С. 19-26.
For citation
Popov, M. V., Savin, N. L. (2024). New Didactic Methods and Methods of Teaching in General Education Schools of Advanced Type and Attempts to Modernize the System of School Education in the Urals in the 1920s – Early 1930s // Pedagogical Education in Russia. – 2024. – №6. – P. 19-26.