Архив журнала
Психолого-педагогическое сопровождение детей младенческого и раннего возраста, воспитывающихся в доме ребенка
- 408
- Файл статьи: PDF
DOI: 10.26170/po19-06-20
Аннотация: В статье описана программа раннего психологического вмешательства в домах ребенка г. Санкт-Петербурга, приведены результаты апробации, имеющие положительный эффект психического развития детей. Обсуждается реформирование домов ребенка и необходимость раннего психологического вмешательства, заключающееся в обучении и супервизии сотрудников и структурных изменениях дома ребенка. Раскрываются приоритетные направления психолого-педагогического сопровождения детей младенческого и раннего возраста, воспитывающихся в доме ребенка. Приведены результаты и анализ исследования эффективности программы психологопедагогического сопровождения психического развития детей на базе ГКУЗ СО «Специализированный дом ребенка» г. Екатеринбурга. Исследование проводилось в 2016-2018 гг., выборку составили 126 детей, средний возраст 1 год 9 месяцев. Исследование включало первичную и итоговую диагностику психического развития детей, реализацию программы. Целью программы являлось: создание психолого-педагогических условий для активизации психических процессов детей в условиях дома ребенка. Выделены основные направления работы педагога-психолога: взаимодействие с педагогическим коллективом (информирование, профилактика, консультирование, проведение практических семинаров, лекций); взаимодействие с детьми (диагностика в начале и в конце учебного года, коррекционноразвивающие занятия, экспертиза — психолого-медико-педагогический консилиум, оформление заключений об уровне развития и разработка рекомендаций); сотрудничество с администрацией дома ребенка и родителями или законными представителями детей (консультирование). Полученные статистические данные подтверждают гипотезу о том, что психическому развитию детей младенческого и раннего возраста в условиях дома ребенка способствует психологопедагогическое сопровождение, которое включает программу раннего психологического вмешательства: формирование сенсорных эталонов, развитие устойчивости и концентрации внимания, развитие тонкой и общей моторики, развитие активного и пассивного словарного запаса, развитие мыслительных процессов, развитие игровой деятельности. Предложенная программа имеет высокую практическую значимость и может быть реализована в различных сиротских учреждениях для детей младенческого и раннего возраста.
Ключевые слова: Программы раннего вмешательства; психолого-педагогическое сопровождение; психологические исследования; дома ребенка; ранний возраст; младшие дошкольники.
Для цитирования:
Санникова, М. В. Психолого-педагогическое сопровождение детей младенческого и раннего возраста, воспитывающихся в доме ребенка / М. В. Санникова // Педагогическое образование в России. – 2019. – №6. – С. 144-150. DOI 10.26170/po19-06-20.