Рубрика: ИСТОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Файл статьи: PDF
DOI: 10.26170/po19-08-01
Аннотация: При казенных заводах Урала в первой половине XVIII в. действовала широкая сеть арифметических школ, открытых по инициативе их начальника В. Н. Татищева. Особая роль принадлежала Екатеринбургской школе, которая являлась главным учебным заведением, поставлявшим выпускников, владевших геометрией, тригонометрией, черчением, для дальнейшего обучения у квалифицированных заводских специалистов. Екатеринбургской школе как центральной требовались учителя с более высоким уровнем подготовки, чем при других заводах. В 1724-1735 гг. в нее направлялись в основном выпускники столичных учебных заведений – Московской артиллерийской школы Петр Рыбников, Морской академии Михаил Кутузов и Никита Каркадинов. С конца 1735 г. в качестве преподавателями становятся исключительно собственные выпускники – Федор Санников, Афанасий Кичигин, Яким Олонцов, Пимен Старцев, Иван Сусоров. Если выпускники столичных школ наряду с математикой получали знания и других предметов в стенах школы, то уральцы подкрепляли отличные знания математики и черчения, полученные в школе, путем выучки у тех же столичных выпускников, трудившихся при заводах на различных должностях и у лучших специалистов-практиков – навыки межевания, пробирного дела, плавки меди, знания геодезии, механики и др. Они совершенствовали их и при выполнении заданий, связанных с интересами заводов. Привлечение учителей к выполнению этих заданий способствовало профессиональному росту учительских кадров. В целом образовательный уровень преподавателей был высоким, что и позволило сделать арифметическую школу главным рассадником будущих квалифицированных кадров для уральской промышленности.
Ключевые слова: Арифметические школы; учителя; уровень образования; история педагогики; образование на Урале.

Для цитирования:

Сафронова, А. М. Уровень образованности учителей екатеринбургской арифметической школы первой половины XVIII века / А. М. Сафронова // Педагогическое образование в России. – 2019. – №8. – С. 6-11. DOI 10.26170/po19-08-01.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.