Архив журнала
Дошкольное образование в Китае: этапы становления и развития
- 480
- Рубрика: ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
- Файл статьи: PDF
Аннотация: Дошкольному образованию в Китайской Народной Республике уделяют достаточно серьезное внимание, так как основы, заложенные в дошкольном детстве, могут и должны стать условием прогрессивного развития страны в среднесрочной и долгосрочной перспективе. Современная система дошкольного образования Китая сегодня имеет законодательную базу, различные виды дошкольных упреждений, регламент деятельности в детских садах, систему подготовки кадров для дошкольной ступени, научно-методическую базу и т.д. Однако перечисленные достижения стали результатом непростого пути становления и развития дошкольного образования на территории Китая. Изучение истории и соответствующих документов позволило выделить пять этапов в становлении системы дошкольного образования: 1903–1948 гг. – пропедевтический; 1949–1965 гг. – репродуктивный; 1966–1976 гг. – автономный; 1977–2000 гг. – интегративно-накопительный; с 2001 г. по настоящее время – интегративно-продуктивный. Основанием для выделения этапов послужили следующие показатели: историко-политические условия развития Китая; нормативные документы, регламентирующие деятельность системы образования в целом и детских садов в частности; программно-методическое обеспечение; подготовка профессиональных кадров. Очевидно, что на первом, пропедевтическом этапе, вышеназванные показатели или отсутствуют, или существуют в качестве эпизода, исключения. Второй этап характеризуется максимальной опорой на опыт развития дошкольного образования в Советском Союзе, в связи с этим и название данного этапа – репродуктивный. Следующий этап, совпавший с китайской Культурной революцией, согласно философскому закону «отрицания отрицания», практически нивелировал все достижения этой области, достигнутые на предыдущем этапе. Однако с изменением политического климата в Китае после 1977 г. в дошкольном образовании наметились серьезные изменения, связанные с творческим заимствованием опыта работы зарубежных стран в области дошкольной педагогики. И наконец, в XXI в. в Китае стала явственно формироваться своя система дошкольного образования, усвоившая лучшие достижения прошлого и настоящего, но не потерявшая своей национальной индивидуальности и специфики.
Ключевые слова: Дошкольное образование; дошкольные образовательные учреждения; детские сады; этапы развития: пропедевтический этап, репродуктивный этап, автономный этап, интегративно-накопительный этап, интегративно-продуктивный этап.
Для цитирования:
Цин, Х. Дошкольное образование в Китае: этапы становления и развития / Х. Цин, Е. В. Коротаева, С. С. Белоусова // Педагогическое образование в России. – 2018. – №4. – С. 55-61.