Архив журнала
Трудовое воспитание в сельских приютах Пермской губернии в конце XIX – начале XX века
- 385
- Рубрика: ИСТОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
- Файл статьи: PDF
Аннотация: Важным механизмом социальной помощи бедным и обездоленным детям в императорской России были приюты – особые учреждения, которые, исходя из современных понятий, соединяли в себе черты детского сада для дневного присмотра за детьми, интерната для детей необеспеченных родителей и детского дома для сирот. Большую роль в организации помощи крестьянским детям-сиротам играли сельские приюты, находившиеся в подчинении Ведомства учреждений императрицы Марии. В Пермской губернии к 1914 г. действовали 11 сельских и заводских приютов Мариинского ведомства, в которых призревалось 236 детей. Главной задачей приютов было нравственно-религиозное воспитание детей. Кроме этого, большое внимание уделялось их профессиональной подготовке. Это усиливало возможности социальной адаптации детей-сирот. Воспитанники приютов получали первые навыки будущей сельскохозяйственной или ремесленной деятельности, что могло дать им средства к существованию в будущей взрослой жизни. Для девочек при приютах обычно создавались рукодельные мастерские: воспитанницы учились кроить, шить, вязать, чинить белье, одежду и обувь, занимались кулинарией. Мальчиков учили плотницкому, столярному, сапожному и башмачному делу, плетению циновок и корзин, а также другим ремеслам. В летнее время все дети занимались сельскохозяйственными работами. Многие приюты имели земельные участки. Собственное хозяйство было одним из источников дохода детских учреждений. Важное условие социализации воспитанников сельских приютов благотворители видели в создании для них такой обстановки, которая не отличалась бы от условий их будущей обычной крестьянской жизни.
Ключевые слова: Благотворительность; сельские приюты; трудовое воспитание; система призрения; история образования.
Для цитирования:
Дашкевич, Л. А. Трудовое воспитание в сельских приютах Пермской губернии в конце XIX – начале XX века / Л. А. Дашкевич // Педагогическое образование в России. – 2018. – №5. – С. 6-12.