Вам может быть интересно:
Архив журнала
Психологические особенности саморегуляции курсантов образовательных организаций деонтологического типа
- 384
- Файл статьи: PDF
Аннотация: Статья посвящена исследованию самооценки и стрессоустойчивости подростков в контексте их связи с представлениями респондентов об отношении к ним родителей. Актуальность данной темы связана с тем, что в подростковом возрасте происходит формирование индивидуально-личностных особенностей, и ключевую роль в этом процессе играет восприятие подростком родительского отношения к нему. В эмпирическом исследовании были использованы следующие методики: опросник «Подростки о родителях» (ADOR) Л. И. Вассермана, И. А. Горьковой, Е. Е. Ромициной, рисуночный тест «Человек под дождем» Т. Зинкевич-Евстигнеевой, Д. Кудзилова, методика диагностики самооценки личности Дембо-Рубинштейн в модификации А. М. Прихожан. Основная гипотеза исследования заключалась в том, что существует связь между самооценкой, стрессоустойчивостью подростков и их представлениями о родительском отношении: чем выше подростки оценивают уровень позитивного родительского интереса и степень принятия их родителями, тем выше уровень их самооценки и стрессоустойчивости. Гипотеза подтвердилась частично: было установлено наличие связей между самооценкой подростков и их представлениями о родительском отношении, но не подтвердилось предположение о связи между стрессоустойчивостью подростков и их представлениями о родительском отношении. Согласно результатам исследования, самооценка подростков в большей степени связана с их представлениями об отношении к ним матерей и в меньшей степени – отцов. Гипотеза о том, что имеются различия в показателях самооценки, стрессоустойчивости и в представлениях о родительском отношении у подростков 13–14 лет (семиклассников) и 16–17 лет (десятиклассников), также подтвердилась частично: различия установлены по ряду шкал самооценки, притязаний и представлений о родительском отношении, но не установлены по стрессоустойчивости. В исследовании нашла свое подтверждение гипотеза о том, что у подростков с достаточной стрессоустойчивостью самооценка выше, чем у подростков с недостаточной стрессоустойчивостью.
Ключевые слова: Подростки; самооценка личности; стрессоустойчивость; представления подростков о родительском отношении; родители.
Для цитирования:
Зеер, Э. Ф. Психологические особенности саморегуляции курсантов образовательных организаций деонтологического типа / Э. Ф. Зеер, С. В. Ларионова // Педагогическое образование в России. – 2018. – №9. – С. 92-100.