Рубрика: ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СТАТИСТИКА
Файл статьи: PDF
DOI: 10.26170/po20-02-08
Аннотация: Мотивация образования определяется стремлением к личной конкурентоспособности. Поэтому необходимо исследовать современные педагогические методы, развивающие личную конкурентоспособность. Цель – проследить, как обеспечивается переход от объектного усвоения к валюации, базирующейся на механизме «ценностного оценивания» и формирующей субъектную позицию. Как же валюация приводит систему ценностей к существенному повышению личной конкурентоспособности? На это отвечает методология культурно-исторического развития психики, согласно которой новообразования в человеческой психике предварительно появляются в общественном сознании, а затем становятся достоянием личности человека. Теория валюации Й. М. Херманса Губерта практически полностью согласуется с этой методологией. Для решения поставленных задач нами была разработана анкета (55 вопросов) «Какова моя конкурентоспособность?», которая была предложена 230 студентам вузов г. Екатеринбурга. Вопросы сформулированы с учетом теории валюации, включающей в себя самоконфронтацию. В программе IBM SPSS Statistics 23 была получена 9-ти факторная структура модели представлений обучающихся об их отношении к формированию личной конкурентоспособности на основе валюации. Выявлено, что повысилась личная конкурентоспособность за счет переживания моментов осознания ценностей, предающих личностный смысл деятельности, осмысления предназначения профессиональной деятельности при условии автономного применения метода самоконфронтации (когда действуют «вопреки», «несмотря на»). Эти закономерности позволят добиться формирования личной конкурентоспособности в образовании студентов. Выводы: обоснован переход от объектного усвоения содержания, нагружающего память обучающегося, к валюации, базирующейся на механизме «ценностного оценивания»; благодаря валюации повысилась личная конкурентоспособность в процессе переживания ценных моментов, обретающих индивидуальную ценность и воспринимающихся как личностный смысл, способствующий мотивации и победе в личной конкуренции, создается основа для формирования ситуации успеха в обучении, а победа в личной конкуренции обладает валюативным педагогическим потенциалом, который проявляется в ярких переживаниях.
Ключевые слова: Ценности; конкуренция; конкурентоспособность; валюация; самоконфронтация; мотивация образования; обучающиеся.

Для цитирования:

Днепров, С. А. Факторный анализ отношения обучающихся к формированию личной конкурентоспособности на основе валюации / С. А. Днепров, Т. В. Зареева // Педагогическое образование в России. – 2020. – №2. – С. 66-76. DOI 10.26170/po20-02-08 .

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.