Вам может быть интересно:
Архив журнала
Соотношение уровня развития академической самостоятельности младших школьников с показателями учебной мотивации и стилем педагогической деятельности (на примере учащихся начальных школ Узбекистана)
- 409
- Файл статьи: PDF
DOI: 10.26170/po20-02-09
Аннотация: Младший школьный возраст, по мнению большинства исследователей, является наиболее сензитивным для развития академической самостоятельности и учебной мотивации, выступающих ключевыми факторами успешности образовательной деятельности. Авторы статьи предположили, что формирование самостоятельности учащегося связано с условиями обучения, характером изменений в мотивационной сфере личности ребенка, в том числе, в преобладании внутренней или внешней мотивации. Исследование выполнено на выборке 134 учащихся и 18 педагогов школ Узбекистана. В качестве диагностических средств выступили: методика «Диагностика уровня школьной мотивации учащихся начальной школы» Н. Г. Лускановой, методика «Диагностика учебной самостоятельности младшего школьника» С. Ю. Прохорова, методика «Стиль педагогической деятельности» А. М. Марковой и А. Я. Никоновой. Предварительно была проведена адаптация методик для узбекской выборки. В качестве основного статистического инструмента использовался расчет критерия Х2. В результате исследования была установлена статистически достоверная взаимосвязь между показателями учебной мотивации и уровнем академической самостоятельности младших школьников. Исследователи выявили, что стимулом учебной деятельности может быть внешняя мотивация, то есть мотивация избегать неудачи и наоборот. Младшие школьники с высокими и выше среднего показателями академической самостоятельности в основном обучаются в классах учителей, обеспечивающих сосредоточенность обучающихся как на содержательных аспектах изучаемого материала, так и на достижении целей своей деятельности, и которые менее склонны акцентировать внимание на оценке неудач своих учеников. На основании полученных результатов в статье сформулированы педагогические и психологические направления работы для успешного развития академической самостоятельности и учебной мотивации учащихся младших классов.
Ключевые слова: Внешняя и внутренняя мотивация; психолого-педагогическое сопровождение учебной деятельности.
Для цитирования:
Дусмухамедова, Ш. Соотношение уровня развития академической самостоятельности младших школьников с показателями учебной мотивации и стилем педагогической деятельности (на примере учащихся начальных школ Узбекистана) / Ш. Дусмухамедова, Д. Салиева, Л. А. Максимова // Педагогическое образование в России. – 2020. – №2. – С. 77-83. DOI 10.26170/po20-02-09 .