Архив журнала
Креативная идентичность и самоотношение личности старшеклассников и студентов
- 463
- Рубрика: ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СТАТИСТИКА
- Файл статьи: PDF
DOI: 10.26170/po20-03-07
Аннотация: Авторы рассматривают основные теоретические аспекты проблемы креативной идентичности и самоотношения творческих личностей в раннем юношеском возрасте. Проблема креативности как значимой составляющей Я-концепции подростка XXI века является недостаточно изученной. Проблема Я-концепции творческой личности в течение последних десятилетий решалась посредством изучения корреляций между компонентами самооценки и уровня притязаний и объективными показателями креативности. По мнению авторов, показатели креативности будут связаны с различными аспектами Я при условии, что творческое поведение становится ведущим критерием формирования самоотношения. Таким образом, авторы решили выявить различия в показателях психологического самоотношения в зависимости от степени выраженности у старшеклассников и студентов креативной идентичности. Проблема креативной идентичности в отечественной психологии недостаточно изучена, также как и проблема Я-концепции творческих людей. В соответствии с данными исследований ряда зарубежных ученых, в настоящее время недостаточно данных для доказательства различий в самоотношении между креативами и нонкреативами. В исследовании принимали участие 268 учащихся старших классов г. Муравленко ЯНАО и студентов УрГПУ г. Екатеринбурга возрасте от 16 до 18 лет. Возраст респондентов варьировался от 15 до 18 лет. В исследовании были использованы следующие методики: опросник творческой идентичности и методика исследования самоотношения С. Р. Пантилеева. На основе эмпирического исследования было выявлено, что между креативными и нонкреативными респондентами были выявлены существенные различия по всем компонентам самоотношения, кроме саморуководства и внутренней конфликтности. В результате исследования выяснилось, что креативные личности в подростково-юношеском возрасте отличаются повышенной самоценностью. Они в большей степени, чем их сверстники, склонны считать себя значимыми людьми для общества и близких.
Ключевые слова: Самоотношение личности; креативная идентичность; самооценка творческой личности; креативность; психология ранней юности; качества творческой личности.
Для цитирования:
Водяха, С. А. Креативная идентичность и самоотношение личности старшеклассников и студентов / С. А. Водяха, Ю. Е. Водяха // Педагогическое образование в России. – 2020. – №3. – С. 67-72. DOI 10.26170/po20-03-07.