Рубрика: ШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Файл статьи: PDF
Аннотация: В данной статье раскрываются особенности формирования читательской грамотности при обучении физике. Целью исследования является описание методики формирования читательской грамотности школьников при обучении физике в основной школе, включающей в себя: приемы и формы организации учебных занятий; использование текстов физического содержания и заданий к ним; этапы стимулирования читательского интереса обучающихся при обучении физике в основной школе. В статье раскрываются такие понятия, как «формирование читательской грамотности при обучении физике», «стимулирование читательского интереса обучающихся при обучении физике». Отмечается необходимость учитывать следующие факторы при развитии интереса к чтению у обучающихся при изучении физики: клиповое мышление (поверхностное чтение текстов), восприятие научно-популярной литературы через эмоции и возрастные особенности школьников. Автором выделены виды деятельности обучающихся, способствующие формированию читательской грамотности при обучении физике в основной школе. Приводится фрагмент урока, иллюстрирующий стимулирование читательского интереса на предтекстовом, текстовом и послетекстовом этапах деятельности с текстами физического содержания. Доказана результативность использования предложенной методики. Полученные результаты могут быть использованы в практике работы учителя при организации процесса обучения физике
Ключевые слова: читательская грамотность; физика; методика преподавания физики; методика физики в школе; методы обучения; учебные тексты; приемы обучения; школьники; стимулирование читательского интереса; читательские интересы; читательская деятельность
Abstract: This article reveals the features of the formation of reader literacy in teaching physics. The purpose of the study is to describe a methodology for the formation of reading literacy of schoolchildren when teaching physics in primary school, which includes: techniques and forms of organizing training sessions; the use of texts of physical content and assignments to them; stages of stimulating the reader’s interest of students when teaching physics in primary school. The article reveals such concepts as “the formation of reader literacy in teaching physics”, “stimulating the reader’s interest of students in teaching physics”. The need to take into account the following factors when developing interest in reading among students when studying physics is noted: clip thinking (superficial reading of texts), perception of popular science literature through emotions and age characteristics of schoolchildren. The author identifies types of student activities that contribute to the formation of reading literacy when teaching physics in primary school. A fragment of the lesson is provided illustrating the stimulation of reader interest at the pre-text, text and post-text stages of activity with texts of physical content. The effectiveness of using the proposed methodology is proved. The results obtained can be used in the practice of the teacher’s work in organizing the process of teaching physics
Key words: reading literacy; physics; methods of teaching physics; physics methods at school; teaching methods; educational texts; teaching techniques; pupils; stimulating reader interest; reading interests; reading activity

Для цитирования:

Антонова, Н. А. Формирование читательской грамотности при обучении физике в основной школе: методический аспект / Н. А. Антонова. – Текст : непосредственный // Педагогическое образование в России. – 2024. – №2. – С. 82-90.

For citation

Antonova, N. A. (2024). Formation of Reading Literacy When Studying Physics in Primary School: The Methodological Aspect // Pedagogical Education in Russia. – 2024. – №2. – P. 82-90.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.