Файл статьи: PDF
Аннотация: В статье раскрывается авторский подход к осмыслению теологических аспектов педагогического образования с целью определить перспективные направления его развития на современном этапе. Исследование носит характер постановки проблемы. Анализ концептуальных основ и перспективных практик включения теологического образования в поле профессиональной подготовки педагогов опирается на теоретические методы и подходы: логический анализ, структурно-функциональный метод, дискурсивный анализ, аксиологический подход с опорой на междисциплинарную методологию. В результате представлены две программы для включения в концепцию развития теологического образования в современной России, которые позволяют, с одной стороны, учесть реалии развивающейся цифровой культуры в процессе профессиональной подготовки педагогов, с другой стороны, выявить возможности выстраивания горизонтальных и вертикальных связей при реализации теологического компонента в образовании. Программа «Теологическое образование в цифровой информационно-коммуникационной среде» ориентирована на определение теоретико-методологических оснований существования теологического образования в условиях цифровой культуры, выявление перспективных моделей его функционирования и разработку на этой основе комплексной программы репрезентации теологии в реальном и виртуальном пространстве как составной части теологического образования и просвещения. Программа предусматривает реализацию направлений в области просветительской деятельности, экспертноаналитической и образовательной. Программа «Теология в ценностно-мировоззренческом пространстве среднего общего образования» акцентирует внимание на теологическом образовании и включении теологического компонента в содержание образования, особенно выделяется мировоззренческое ядро деятельности человека, что позволяет обеспечить единство процесса обучения и воспитания, реализовать принцип преемственности образования в содержательном и деятельностном аспектах, а также интегрировать региональную и общероссийскую «повестку» в ценностно-мировоззренческом пространстве среднего общего образования
Ключевые слова: теологическое образование; теология; педагогическое образование; подготовка будущих педагогов; образовательные программы; средние профессиональные учебные заведения; цифровые технологии; цифровизация образования; цифровая образовательная среда; система ценностей; концепция теологического образования
Abstract: The article reveals the authors approach to comprehending the theological aspects of teacher education in order to identify promising directions of its development at the present stage. The research has the character of a problem statement. The analysis of conceptual foundations and promising practices of including theological education in the field of professional teacher training is based on theoretical methods and approaches: logical analysis, structural-functional method, discourse analysis, axiological approach with reliance on interdisciplinary methodology. As a result, two programs are presented for inclusion in the concept of development of theological education in modern Russia, which allow, on the one hand, to take into account the realities of the developing digital culture in the process of professional training of teachers, on the other hand, to identify the possibilities of building horizontal and vertical links in the implementation of the theological component in education. The program “Theological Education in the Digital Information and Communication Environment” is focused on defining the theoretical and methodological basis for the existence of theological education in the conditions of digital culture, identifying promising models of its functioning and developing on this basis a comprehensive program of representation of theology in real and virtual space as an integral part of theological education and enlightenment. The program provides for the implementation of directions in the field of educational activities, expert-analytical and educational. The program “Theology in the value-worldview space of secondary general education” focuses on theological education and the inclusion of the theological component in the content of education, emphasizing the worldview core of human activity, which allows to ensure the unity of the process of education and upbringing, to implement the principle of continuity of education in the content and activity aspects, as well as to integrate the regional and all-Russian “agenda” in the value-worldview space of secondary general education
Key words: theological education; theology; Teacher Education; training future teachers; educational programs; secondary vocational educational institutions; digital technologies; digitalization of education; digital educational environment; system of values; theological education concept

Для цитирования:

Мурзина, И. Я. Теологические аспекты педагогического образования: концептуальные основы и перспективные практики / И. Я. Мурзина, Н. А. Симбирцева. – Текст : непосредственный // Педагогическое образование в России. – 2024. – №2. – С. 34-40.

For citation

Murzina, I. Ya., Simbirtseva, N. A. (2024). Theological Aspects of Pedagogical Education: Conceptual Foundations and Prospective Practices // Pedagogical Education in Russia. – 2024. – №2. – P. 34-40.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.