Рубрика: ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Файл статьи: PDF
Аннотация: Авторы рассматривают основные теоретические подходы к профилактике употребления подростками психоактивных веществ. Профилактика употребления психоактивных веществ подростками и старшеклассниками стала весьма актуальной задачей психолого-педагогической работы в школах России и множестве других стран. В то же время необходимо отметить, что психолого-педагогическая модель профилактики употребления подростками психоактивных веществ в отечественной науке до сих пор не разработана. Это осложняет интеграцию усилий разных специалистов и служб, занимающихся профилактикой употребления психоактивных веществ, что сказывается на качестве превенции. В исследовании приняли участие 934 респондента от 11,5 до 17 лет, проживающие в Свердловской области. Авторы при разработке стратегий профилактических воздействий опирались на базовые принципы позитивной профилактики, так как практика показала отрицательные результаты негативной тактики превенции. В результате авторами была разработана индивидуально-адаптивная модель психолого-педагогического сопровождения обучающихся группы риска. Мишенью воздействия программы является когнитивно-познавательная, эмоциональноволевая, потребностно-мотивационная сферы личности обучающегося. Модель представляет из себя 5 последовательных этапов: подготовительный, диагностический, аналитико-прогностический, коррекции и профилактики и катамнестического обследования. Существует две стратегии реализации индивидуально-адаптивной модели психолого-педагогического сопровождения обучающихся группы риска: краткосрочная психологическая помощь либо пролонгированная. Практическая значимость исследования состоит в том, что превентивные мероприятия по снижению риска употребления психоактивных веществ, скорее всего, будут способствовать коррекции когнитивно-познавательной, эмоционально-волевой, потребностно-мотивационной сфер личности и психологическому благополучию. Результаты исследования позволяют разработать индивидуально-адаптивную модель психолого-педагогического сопровождения обучающихся группы риска, включающую в себя ряд комплексных программ психолого-педагогической профилактики употребления психоактивных веществ подростками и рекомендации для педагогов-психологов, специалистов-смежников, а также самих подростков и их родителей
Ключевые слова: педагогическое образование; педагогические эксперименты; профильные психолого-педагогические классы; профессиональное самоопределение; профессиональная ориентация; выбор профессии; профориентационная работа
Abstract: The authors review the main theoretical approaches to preventing the use of psychoactive substances by adolescents. Prevention of the use of psychoactive substances by adolescents and high school students has become a very urgent task of psychological and pedagogical work in schools in Russia and many other countries. At the same time, it should be noted that the psychological and pedagogical model for preventing the use of psychoactive substances by adolescents has not yet been developed in domestic science. This complicates the integration of the efforts of different specialists and services involved in the prevention of psychoactive substance use, which affects the quality of prevention. The study involved 934 respondents aged 11,5 to 17 years living in the Sverdlovsk region. When developing preventive strategies, the authors relied on the basic principles of positive prevention, because practice has shown negative results of negative prevention tactics. As a result, the authors developed an individually adaptive model of psychological and pedagogical support for students at risk. The target of the program’s impact is the cognitive-cognitive, emotional-volitional, need-motivational sphere of the student’s personality. The model consists of 5 successive stages: preparatory, diagnostic, analytical and prognostic, correction and prevention and follow-up examination. There are two strategies for implementing an individually adaptive model of psychological and pedagogical support for students at risk: either short-term psychological assistance or long-term. The practical significance of the study is that preventive measures to reduce the risk of using psychoactive substances will most likely be facilitated by the correction of cognitive-cognitive, emotional-volitional, need-motivational spheres of personality and psychological well-being. The results of the study make it possible to develop an individually adaptive model of psychological and pedagogical support for students at risk, which includes a number of comprehensive programs for psychological and pedagogical prevention of the use of psychoactive substances by adolescents and recommendations for educational psychologists, related specialists, as well as adolescents themselves and their parents
Key words: pedagogical education; pedagogical experiments; specialized psychological and pedagogical classes; professional self-determination; vocational guidance; choice of profession; career guidance work

Для цитирования:

Водяха, С. А. Индивидуально-адаптивная модель психолого-педагогического сопровождения обучающихся группы риска / С. А. Водяха, Ю. Е. Водяха, О. В. Кружкова, И. В. Воробьева. – Текст : непосредственный // Педагогическое образование в России. – 2024. – №2. – С. 272-281.

For citation

Vodyakha, S. A., Vodyakha, Yu. E., Kruzhkova, O. V., Vorobyeva, I. V. (2024). IndividualAdaptive Model of Psychological and Pedagogical Support for Risk Groups Students // Pedagogical Education in Russia. – 2024. – №2. – P. 272-281.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.