Файл статьи: PDF
Аннотация: Среда образовательных организаций достаточно часто подвергается несанкционированным преобразованиям и деструкции ее объектов со стороны обучающихся. Данный вид поведенческой активности можно описать термином школьный вандализм, под которым понимается деструктивная и преобразующая активность обучающихся по отношению к объектам материальной среды образовательной организации, не находящимся в их собственности или легитимном управлении. Для организации эффективной системы профилактики школьного вандализма крайне важно понимать его мотивационную основу и причины. Целью исследования является выявление мотивационной основы и общей готовности к вандальному поведению обучающихся школ в условиях образовательной среды. Исследование было проведено в 20 общеобразовательных школах среди обучающихся 8–11 классов. 907 обучающихся были опрошены с применением метода самоотчета и опросника «Мотивы вандального поведения». В результате было обнаружено, что 9% обучающихся имеют опыт вандального поведения и характеризуются повышенными показателями готовности к вандальным действиям в среде образовательной организации. При этом основными причинами вандальных действий выступают эстетический, вызванный неудобством среды, стяжательный и протестный мотивы, которые отражают актуальную, но не высказанную претензию обучающихся на участие в управлении содержанием и изменениями материальной среды образовательной организации. Таким образом, привлечение обучающихся к контролю сохранности и чистоты, к наполнению и эстетизации среды школы, предоставление возможностей сделать ее рукотворной и доступной для локальных изменений через привлечение к труду и вовлечение в управление средой может снизить риск школьного вандализма
Ключевые слова: школьный вандализм; мотивы вандального поведения; вандальное поведение; школьники; образовательная среда; психологическая диагностика; методы диагностики
Abstract: The environment of educational organizations often suffers from unauthorized transformations and destruction of its objects by students. This type of behavioral activity can be described by the term school vandalism, which refers to the destructive and transformative activity of students in relation to objects of the material environment of an educational organization that are not in their ownership or legitimate management. To organize an effective system for the prevention of school vandalism, it is extremely important to understand its motivational basis and causes. The purpose of the presented study was to identify the motivational basis and general readiness for vandal behavior of school students in an educational environment. The study was conducted in 20 secondary schools among students in grades 8–11. 907 students were interviewed using the self-report method and the questionnaire “Motives of vandal behavior”. As a result, it was found that 9% of students have experience of vandal behavior and are characterized by increased indicators of readiness for vandal actions in the environment of an educational organization. At the same time, the main causes of vandal actions are aesthetic, caused by the inconvenience of the environment, possessive and protest movements, which reflect the actual, but not expressed claim of students to participate in the management of the content and changes in the material environment of an educational organization. Thus, involving students in monitoring the safety and cleanliness, filling and aestheticizing the school environment, providing opportunities to make it man-made and accessible to local changes through involvement in labor and involvement in environmental management can reduce the risk of school vandalism
Key words: school vandalism; motives for vandalism; vandal behavior; pupils; educational environment; psychological diagnostics; diagnostic methods

Для цитирования:

Кружкова, О. В. Оценка готовности обучающихся к вандальному поведению: результаты диагностики / О. В. Кружкова, Д. Д. Шевалдина, С. Д. Робин, М. Р. Бабикова. – Текст : непосредственный // Педагогическое образование в России. – 2024. – №2. – С. 282-289.

For citation

Kruzhkova, O. V., Shevaldina, D. D., Robin, S. D., Babikova, M. R. (2024). Assessment of Students’ Readiness for Vandal Behavior: Diagnostic Results // Pedagogical Education in Russia. – 2024. – №2. – P. 282-289.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.