Архив журнала
СУЩНОСТЬ ВОСПИТАНИЯ И ВСЕСТОРОННЕГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ НАСЛЕДИИ А. Д. БУТОВСКОГО
- 513
- Рубрика: ИСТОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
- Файл статьи: PDF
Аннотация: В статье освещается деятельность А. Д. Бутовского, видного российского общественно-политического деятеля, ученого-педагога второй половины XIX столетия. На основе первоисточников, ранее не использованных архивных документов и современной литературы изучены педагогические идеи ученого. Цель статьи – анализ и обобщение проблемы воспитания и гармоничного развития личности в педагогическом наследии А. Д. Бутовского. Нами выделены социальнопедагогические условия всестороннего развития личности, предлагаемые педагогом: разработка
содержания образования в образовательных учреждениях; учет преподавателем психофизиологических особенностей детей определенного возраста и на этой основе создание оптимальных условий для занятий физическими упражнениями; создание позитивных методик физического, умственного, морально-этического, эстетического воспитания личности; целевой выбор содержания
профессиональной подготовки педагогических кадров; пропаганда среди населения здорового образа жизни Обозначены важнейшие содержательные направления физического воспитания.
Обобщены взгляды ученого-педагога на идею гармонического развития личности средствами физического воспитания. Изучена педагогическая концепция А. Д. Бутовского, в основе которой –
идеалы и ценности гуманизма. Выявлено, что педагогическая концепция основана на признании и
обосновании огромного педагогического, воспитательного значения спорта. Таким образом, суть
разработанной А. Д. Бутовским педагогической концепции состояла в том, чтобы превратить спорт
в средство воспитания нового человека, здорового телом и духом, общительного и свободного.
Спорт рассматривается им как средство воспитания, необходимое для интеллектуального, нравственного, эстетического, социального развития человека, для того чтобы он был готов «к борьбе с
жизненными невзгодами». Спортивное воспитание, т. е. воспитание, использующее спорт в качестве средства педагогического воздействия на личность, А. Д. Бутовский оценивал как самое эффективное воспитание
Ключевые слова: воспитание детей; физическое воспитание; всестороннее развитие личности;
социально-педагогические условия; педагогическое наследие; педагогические идеи; педагогическая
концепция
Abstract: The article highlights the activities of A. D. Butovskiy, a prominent Russian social and political
figure, a scientist and educationalist of the second half of the 19th century. The pedagogical ideas of the
scientist are studied on the basis of primary sources, previously unused archival documents and modern
literature. The purpose of the article is to analyze and generalize the problem of personality upbringing and
harmonious development in the pedagogical heritage of A. D. Butovsky. We have identified the following
social and pedagogical conditions for the personality all-round development, offered by the educationalist:
the development of the education content in educational institutions; creation of optimal conditions for
physical training based on the teacher’s consideration of the psychophysiological characteristics of children
of a certain age; creation of positive methods of physical, mental, moral, ethical, aesthetic personality upbringing; targeted choice of teaching personnel training content; healthy lifestyle promotion among the
population. The most important areas of physical education are identified. The views of the scientist and
educationalist on the idea of harmonious personality development by means of physical education are
generalized. The pedagogical concept of A. D. Butovsky, which is based on the ideals and values of humanism,
is studied. It is revealed that the pedagogical concept is based on the recognition and substantiation of the
enormous pedagogical, educational significance of sport. Thus, the essence of the pedagogical concept developed by A. D. Butovsky was to turn sport into a means of educating a new person, who is sound of body and mind, sociable and free. The scientist considers sport as a means of upbringing that is necessary for the
intellectual, moral, aesthetic, and social development of a person, in order for him to be ready “to fight the
storms of life.” A. D. Butovsky evaluated sports upbringing, i.e. the upbringing using sports as a means of
pedagogical impact on the personality, as the most effective upbringing
Key words: parenting; physical education; comprehensive personality development; social and pedagogical
conditions; pedagogical heritage; pedagogical ideas; pedagogical concept
Для цитирования:
Пилавов, П. А. Сущность воспитания и всестороннего развития личности в
педагогическом наследии А. Д. Бутовского / П. А. Пилавов. – Текст : непосредственный // Педагогическое образование в России. – 2024. – №2. – С. 10-17.
For citation
Pilavov, P. A. (2024). The Essence of Personality Upbringing and All-Round Development in the Pedagogical Heritage of A. D. Butovsky // Pedagogical Education in Russia. – 2024. – №2. – P. 10-17.