Архив журнала
Русская кампания Наполеона: 200 лет поиска истины
- 395
- Файл статьи: PDF
Аннотация: Русская кампания Наполеона и последовавшие за ней события 1813-1814 гг. имели грандиозные последствия: рухнул наполеоновский проект Единой Европы и началось последовательное становление национального самосознания многих народов, прежде всего русского, немецкого и испанского. Бурные события этих лет не могли не породить тысячи всевозможных легенд, ставших в свою очередь основой для формирования базовых исторических мифов целого ряда европейских наций. Переплетаясь с практикой «научного историописания», национальные исторические мифы заложили основы самосознания многих современных европейских наций и даже породили то, что сегодня принято называть исторической политикой и политикой прошлого. Автор статьи приходит к следующим выводам. Российская традиция изучения войны находилась большей частью под влиянием и контролем властных институтов (монархическо-патриотических или советско-патриотических). С середины 1980-х гг. начался процесс быстрого расширения исследовательского инструментария, предпринимаются попытки к постановке проблем, идущих вразрез с устоявшейся традицией. Зарубежная традиция (традиции) изучения проблем 1812 года представлена(ы) несколькими национальными сегментами. Как правило, обращение к событиям Русской кампании Наполеона оказывалось связанным с особенностями того или иного этапа национальной истории французов, немцев, поляков, итальянцев, британцев, американцев и других народов. Назрела необходимость соединения достижений российской историографии, в особенности последних двух десятилетий с методологическими и презентационными поисками зарубежных авторов, что может благотворно сказаться на изучении событий и самого смысла того, что произошло в 1812 году.
Ключевые слова: Русская кампания Наполеона, Отечественная война 1812 г., историческая память, национальная историографическая традиция.
Для цитирования:
Земцов, В. Н. Русская кампания Наполеона: 200 лет поиска истины / В. Н. Земцов // Педагогическое образование в России. – 2016. – №4. – С. 75-80.