Вам может быть интересно:
Архив журнала
Педагогические технологии: тенденции и перспективы
- 479
- Файл статьи: PDF
Аннотация: Требования ФГОС, а также повышение требований к профессиональному уровню учителя привело к развитию новых педагогических технологий как в теоретическом, так и в прикладном направлениях. Сближение открытий в психологии, нейробиологии и компьютерного обучения приводит к изменениям в педагогической теории и проектировании образовательной среды. С другой стороны, образовательная практика приводит к постановке новых экспериментов в учебном процессе, в которых ключевым компонентом является роль «социального» фактора. Социальное взаимодействие служит мощным катализатором успешности обучения, что должно учитываться в педагогической технологии. Это имеет особое значение для разработки обоснованных методов обучения, в первую очередь в связи с проблемой выбора эффективных последовательностей подачи изучаемого материала по критериям как содержания, так и временной организации эпизодов обучения. С этих позиций в работе критически проанализированы два популярных в педагогической литературе подхода: конвергентный и синергетический. Показано, что понятие конвергентных технологий имеет более широкий смысл и в педагогике может использоваться весьма условно. Далее проанализирован синергетический подход в педагогике. Показано, что при моделировании педагогической системы, несомненно, можно пользоваться принципами синергетики, но поскольку формализация педагогической модели – задача слишком сложная, то эти принципы носят лишь декларативный характер. Основной принцип синергетики – самоорганизация – при существующей системе обучения в массовой школе также применим с большими ограничениями. Показано, что внедрение междисциплинарной методологии, трансдисциплинарных норм и ценностей, системного подхода к научной картине мира происходит не на основе синергетики, а на основе сетевой коммуникации, которая как раз и является самоорганизующейся коммуникацией.
Ключевые слова: Педагогические технологии; профессиональные конвергенции; синергетика; самоорганизация педагогического процесса; сетевые коммуникации; учителя.
Для цитирования:
Блинова, Т. Л. Педагогические технологии: тенденции и перспективы / Т. Л. Блинова, И. Е. Подчиненов // Педагогическое образование в России. – 2017. – №6. – С. 182-188 .