Файл статьи: PDF
DOI: 10.26170/po19-05-03
Аннотация: В статье рассматриваются теоретические и практико-ориентированные аспекты проблемы формировании у младших школьников ценностного отношения к учебной деятельности. Обзорно представлена методология аксиологического подхода, в рамках которой образование рассматривается в качестве терминальной и в то же время инструментальной ценности. Такое широкое определение роли образования обусловлено социокультурной обстановкой, в которой сегодня доминирует установка на «обучение через всю жизнь» (lifelong learning). Осознание необходимости постоянного обучения, положительное отношение к образованию необходимо начинать «с младых ногтей», то есть с уровня начального общего образования. С одной стороны, такой подход обозначен в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования, где насчитывается до тридцати обращений к ценностям и ценностному отношению. Однако, с другой стороны, у практикующего учителя нет конкретных рекомендаций, которые бы обозначили траекторию реализации данной работы в образовательном процессе. Часть ученых обращалась к данной проблематике (С. С. Акимова, А. Н. Антюшко, М. Н. Иванова, И. Д. Лельчицкий, Л. Ю. Савинова), но анализ их работ выявляет интерес скорее к диагностической стороне проблемы, нежели к существу процесса формирования ценностного отношения к учению у младших школьников. В статье представлен авторский подход к отбору диагностического инструментария по проблеме исследования, а также обоснована характеристика уровней отношения школьников к учебной деятельности. Кратко описана опытно-поисковая работа, в которой был реализован ряд мероприятий, акций, позволяющих наметить траекторию формирования у младших школьников ценностного отношения к обучению от эмоционального принятия значимости учения до осознания смысла учения как ведущего вида деятельности. Проведенная в процессе исследования диагностика подтвердила позитивную динамику показателей, свидетельствующих о закреплении ценностного отношения к учению у учащихся начальной школы.
Ключевые слова: Ценностное отношение; младший школьник; начальная школа; учебная деятельность.

Для цитирования:

Коротаева, Е. В. Формирование ценностного отношения к учению у младших школьников: аспекты теории и практики / Е. В. Коротаева, Д. В. Дылдина // Педагогическое образование в России. – 2019. – №5. – С. 23-28. DOI 10.26170/po19-05-03.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.