Архив журнала
Характеристика основных компонентов художественно-эстетической среды школы
- 411
- Файл статьи: PDF
DOI: 10.26170/po19-05-04
Аннотация: В статье дается характеристика структуре и содержанию художественно-эстетической среды школы. Художественно-эстетическая среда — понятие, находящееся в стадии формирования, результатом чего станет формулирование сложной многоуровневой дефиниции. В современных исследованиях изучаются типы данной среды, компоненты, элементы, возможности влияния на различные сферы деятельности человека. Цель данной статьи — раскрыть педагогический потенциал художественно-эстетической среды школы в развитии личности обучающегося. Рассматривается влияние эстетического оформления окружающей обстановки на формирование эмоционального комфорта и усиление у обучающихся мотивации к обучению и развитию. Анализируются возможности художественно-эстетической среды как образного ценностно-смыслового контекста, влияющего на нравственное становление личности. Подчеркивается важность эстетического общения как «поля» обмена личностными эмоциональными реакциями, результатами культурного выбора субъектов образовательного процесса. Уделяется внимание рассмотрению художественно-эстетической среды как особой творческой атмосферы, способствующей развитию эстетического сознания, воспитанию гуманистических идеалов личности, расширению культурного кругозора и улучшению ориентирования в культуре, освоению социального опыта. Методами исследования является анализ, обобщение материалов по проблеме влияния на личность особенностей среды ее образования и развития. Методология работы основана на психолого-педагогических и эстетических теориях, воплощающих средовой подход к развитию эстетического сознания, эмоциональной и нравственной сфер, творческой активности, культурной ориентации личности. В результате работы авторами выделены и теоретически обоснованы основные компоненты художественноэстетической среды школы: предметно-пространственный (связанный с созданием чувственноматериального образа школы как Дома), ценностно-смысловой (раскрывающийся в эстетическом общении на основе произведений искусства — выразителей нравственных ценностей), эмоционально-психологический (выражающийся в эмоциональной атмосфере взаимодействия педагогов и учеников на основе увлеченности искусством, открытости, доверия, эмоциональной поддержки), творческий (связанный с открытиями личностно-смысловой ценности художественно-образной информации и выражением самосознания в творческой деятельности), — охарактеризовано их содержательное наполнение. Область применения результатов — теория и методика обучения и воспитания (общее образование). В качестве вывода можно указать на то, что аналитическое обобщение исследований по проблеме художественно-эстетической среды как образного ценностно-смыслового контекста развития личности привело к теоретическому обоснованию основных компонентов данной среды в образовательной организации и направлений реализации ее педагогического потенциала в развитии личности обучающегося.
Ключевые слова: Художественно-эстетическая среда; эстетическое воспитание; эстетическое развитие; школьники; общеобразовательные учебные заведения; развитие личности; средовой подход; предметно-пространственные компоненты; ценностно-смысловые компоненты.
Для цитирования:
Куприна, Н. Г. Характеристика основных компонентов художественно-эстетической среды школы / Н. Г. Куприна, С. В. Вадас // Педагогическое образование в России. – 2019. – №5. – С. 29-35. DOI 10.26170/po19-05-04.