Файл статьи: PDF
DOI: 10.26170/po19-07-21
Аннотация: Социально-психологическая адаптация студентов — одно из основных направлений работы вуза, которое является очень разноплановым. Опираясь на анализ исследований, проведенных в последние годы, авторы предполагают, что есть интегральный показатель, который может спрогнозировать успешность либо неуспешность адаптивного процесса студентов. В качестве такого интегрального показателя выступает эмоциональный интеллект. В статье представлены результаты исследования, проведенного на выборке 116 студентов первого курса в возрасте от 17 до 19 лет, обучающихся по разным гуманитарным направлениям. С этой целью использованы: опросник «ЭмИн» Д. В. Люсина, «Методика диагностики уровня развития способности к интерпретации невербального поведения» В. А. Лабунской, «Методика диагностики социально-психологической адаптации» К. Роджерса и Р. Даймонда. По итогам исследования подробно описаны уровни проявления эмоционального интеллекта и данные измерения эмоционального интеллекта по шкалам (ЭмИн» Д. В. Люсина). Выявлено, что большинство студентов оценивают свой уровень эмоционального интеллекта как высокий и средний. Описаны уровни способности к интерпретации невербального поведения (методика В. А. Лабунской). Сделан вывод о том, что студенты достаточно хорошо определяют и интерпретируют невербальное поведение. Подробно проанализирована способность к интерпретации невербального поведения студентовпервокурсников при решении каждой задачи. Результаты опросника, направленного на рефлексию своего эмоционального интеллекта (ЭмИн» Д. В. Люсина), соотнесены с уровнями развития способности к интерпретации невербального поведения (методика В. А. Лабунской). Описаны уровни социально-психологической адаптации студентовпервокурсников (методика К. Роджерса и Р. Даймонда), выявлено, что по всем шкалам показатели выше нормативных, кроме шкал: «доминантность», «ведомость», «эскапизм». Полученные результаты сопоставлены с другими аналогичными современными исследованиями и интерпретированы возрастными особенностями студентов, а также спецификой ситуации обучения на первом курсе. С помощью коэффициента Спирмена установлена связь почти по всем параметрам между уровнями развития социально-психологической адаптации и уровнями развития эмоционального интеллекта.
Ключевые слова: Уровни социально-психологической адаптации; показатели социально-психологической адаптации; уровни эмоционального интеллекта; показатели эмоционального интеллекта; студенты; первокурсники; социально-психологическая адаптация; эмоциональный интеллект; интерпретация невербального поведения.

Для цитирования:

Оконечникова, Л. В. Исследование связи социально-психологической адаптации с эмоциональным интеллектом студентов первого курса / Л. В. Оконечникова, А. М. Вильгельм, А. В. Вильгельм // Педагогическое образование в России. – 2019. – №7. – С. 154-160. DOI 10.26170/po19-07-21.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.