Рубрика: ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Файл статьи: PDF
DOI: 10.26170/po19-09-20
Аннотация: В статье представлено определение внутреннего кросс-культурного контекста первоклассников в период адаптации к школе с позиций контекстного подхода. Раскрыто содержание форм внутреннего кросс-культурного контекста первоклассников (диффузной, групповой, кризисной, субъектной, социокультурной). Цель исследования состоит в выявлении связи форм внутреннего контекста первоклассников с психологическими защитами. Для достижения поставленной цели была проведена психологическая диагностика 95 учащихся первых классов (разной этнической принадлежности) г. Нижнего Тагила и г. Екатеринбурга. С целью изучения психологических защит первоклассников использовалась полупроективная методика «Сказочный проективный тест». Представлены описание стимульного материала, инструкции испытуемому, характеристика этапов количественной и качественной обработки ответов и интерпретации результатов, указаны правила использования проективных методик в варианте для младших школьников. Для решения исследовательской задачи был применен метод математической статистики – анализ номинативных данных по критерию χ2 Пирсона. Были установлены достоверные связи форм внутреннего контекста с психологическими защитами: проективной идентификацией, проекцией, «агрессией, направленной на себя» на статистически значимом уровне. Приведены примеры ответов испытуемых с разной формой внутреннего контекста, в которых были проявлены данные виды защитных механизмов. Показано, что процессы интеграции – дезинтеграции элементов внутреннего кросскультурного контекста первоклассников сопровождаются бессознательным включением психологических защит, роль которых зависит от форм данного контекста. У первоклассников с нецелостным внутренним кросс-культурным контекстом (диффузная, групповая и кризисная формы) обнаружена статистическая тенденция к большему (более чем в два раза) использованию примитивных психологических защит, чем у первоклассников с целостным внутренним контекстом (субъектная, социокультурная формы).
Ключевые слова: Внутренний кросс-культурный контекст; начальная школа; младшие школьники; первоклассники; адаптация первоклассников; психологические защиты.

Для цитирования:

Жукова, Н. В. Формы внутреннего кросс-культурного контекста и психологические защиты в процессе адаптации первоклассников / Н. В. Жукова, Л. А. Рыбакова // Педагогическое образование в России. – 2019. – №9. – С. 150-156 . DOI 10.26170/po19-09-20 .

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.