Файл статьи: PDF
Аннотация: В статье рассматривается содержание понятий «менеджмент» и «лидерство» применительно к сфере образования. Анализируются социальные факторы, определяющие лидерство как необходимый элемент управления образовательной организацией в современных условиях. Представлен сравнительный анализ функций и возможностей менеджера и лидера с точки зрения отечественной социальной психологии. Рассматриваются альтернативные точки зрения по вопросу о возможности совмещения ролей менеджера и лидера в одном лице: согласно первой точке зрения руководитель образовательного учреждения также должен быть лидером, согласно второй – руководитель, не обладающий выраженными лидерскими качествами, может компенсировать недостающие умения путем создания взаимодополняющей управленческой команды. Помимо управления образовательной организацией в статье рассматривается и другой уровень педагогического менеджмента, связанный с управлением учебным процессом, осуществляемым педагогом. Описывается эмпирическое исследование, направленное на проверку гипотезы: воспринимают ли обучающиеся педагогов не только как организаторов учебного процесса, но и как людей, обладающих лидерскими характеристиками. В результате опроса студентов были получены характеристики, наиболее часто приписываемые лидерам (содержание имплицитной теории лидерства), а также характеристики, приписываемые преподавателям, оказавшим наибольшее влияние на профессиональный и жизненный опыт студентов. Результаты исследования показали, что студенты приписывают педагогам, которые оказали на них наибольшее влияние, как характеристики руководителя (умеет организовать деятельность группы (учебную деятельность), принимает на себя ответственность, умный), так и характеристики лидера (отзывчивый, поддерживающий, понимающий, помогающий, умеет мотивировать, заинтересовать). Делается вывод о лидерстве как необходимом элементе эффективного управления как образовательной организацией, так и учебным процессом.
Ключевые слова: Менеджеры; лидерство; педагогический менеджмент.

Для цитирования:

Крылова, С. Г. Руководители и лидеры в образовании: сходства и различия / С. Г. Крылова // Педагогическое образование в России. – 2018. – №1. – С. 35-43.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.