Файл статьи: PDF
Аннотация: В статье рассматриваются начальные этапы создания оценочных материалов для измерения уровня сформированности компетенций обучающихся по образовательным программам высшего образования (уровень специалитета). Необходимость их разработки обосновывается стремлением к совершенствованию качества обучения, повышению готовности выпускников к практической деятельности. Аргументируется участие представителей работодателя в оценивании компетенций обучающихся. Обсуждаются методические проблемы создания оценочных материалов: длительность обучения; гетерогенность содержания учебных дисциплин, формирующих профессиональные компетенции; конкуренция с академическими показателями и критериями оценивания. Преодоление затруднений обеспечивается изучением представлений работодателя о показателях и критериях оценки компетентности будущих специалистов. Представляется процедура и результаты такого исследования. Сбор мнений осуществляется путем специально разработанной анкеты. Структура анкеты соответствует трем основным задачам построения оценочных материалов: определение типовых трудовых действий (функций), показателей, свидетельствующих о способности обучающихся выполнять трудовые функции, выявление критериев, позволяющих оценивать эти показатели. Обработка мнений работодателей производится методами контент-анализа, статистической оценки согласованности суждений (расчета коэффициентов вариации и конкордации). Результаты изучения мнений привели к выводу о том, что деятельность выпускника оценивается работодателем по шести направлениям (видам трудовых функций). Их оценка проводится по показателям: а) знаний (объема представлений и их актуальности); б) умений (правильности действий и их детальности). Делается вывод о том, что обобщение и анализ мнений представителей работодателя позволяет выявить типовые области профессиональной деятельности, а также дополнить академические показатели оценивания компетентности профессионально обоснованными.
Ключевые слова: Оценочные материалы; оценка профессиональных компетенций; профессиональные компетенции; экспертная оценка; мнение работодателя; качество образования; студенты; курсанты.

Для цитирования:

Быкова, Р. А. Разработка показателей и критериев оценки компетентности специалистов на основе мнения представителей работодателя / Р. А. Быкова, К. В. Злоказов // Педагогическое образование в России. – 2018. – №11. – С. 87-93.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.