Рубрика: ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Файл статьи: PDF
DOI: 10.26170/po20-02-22
Аннотация: Актуальность проблемы, рассматриваемой в статье, обусловлена тем, что приоритеты государственной политики сегодня лежат в области совершенствования духовно-нравственного воспитания молодежи. Большими возможностями в решении данной проблемы обладает музыкальное искусство, которое обращается к сознанию человека через чувства, выполняет роль воспитателя. Цель статьи – раскрыть педагогический потенциал отечественной вокальной музыки советского периода второй половины ХХ века в духовно-нравственном воспитании студентов педагогического колледжа и рассмотреть методы, которые для этого могут применяться преподавателем музыкальных дисциплин. Методологической основой исследования являются: теория полифункциональности музыки (В. Н. Холопова), теоретические положения о педагогическом потенциале музыкального искусства в духовно-нравственном становлении подрастающего поколения (Э. Б. Абдуллин, Д. Б. Кабалевский и др.). Использовались следующие методы исследования: изучение и анализ литературы, анализ и обобщение педагогического опыта, опытно-поисковая работа, педагогическое наблюдение. Научная новизна состоит в раскрытии возможностей использования методов музыкального образования в духовно-нравственном воспитании студентов колледжа средствами вокальной музыки советского периода, отражающей в художественно-образном содержании темы гражданственности, патриотизма, долга, любви, товарищества и т. д. Практическая значимость результатов исследования состоит в том, что авторами предложен репертуарный ряд отечественной вокальной музыки советского периода второй половины ХХ в., который разделен на тематические блоки. Авторами предложены методы, которые может применять преподаватель для успешного освоения студентами педагогического колледжа содержания данного музыкального материала. Это методы музыкального обобщения, размышления о музыке, музыкальных коллекций (данные методы предложены в связи с тем, что в основе процесса познания лежат мыслительные операции сравнения, обобщения, классификации и структурирования); методы, способствующие «проживанию» обучающимися художественного образа, заложенного в музыкальном произведении, их идентификации с героями, ситуациями (методы сопереживания и эмоциональной драматургии).
Ключевые слова: Духовно-нравственное воспитание; студенты педагогического колледжа; отечественная вокальная музыка советского периода второй половины ХХ века; музыкальное образование.

Для цитирования:

Кашина, Н. И. Духовно-нравственное воспитание студентов педагогического колледжа средствами отечественной вокальной музыки советского периода второй половины ХХ века / Н. И. Кашина, А. А. Пшеничникова, Л. Н. Пичугина // Педагогическое образование в России. – 2020. – №2. – С. 173-179. DOI 10.26170/po20-02-22 .

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.