Рубрика: ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СТАТИСТИКА
Файл статьи: PDF
DOI: 10.12345/2079-8717_2021_01_03
Аннотация: В статье представлено экспериментальное исследование атрибуции физических свойств виртуальным объектам детьми дошкольного возраста. Авторы исходили из гипотезы о том, что дети опираются на известные им характеристики реальных физических объектов при восприятии виртуальных объектов. Авторский коллектив тщательно проанализировал идеи современных когнитивных психологов и когнитологов, исследующих проблему развития восприятия, межсенсорной интеграции и особенности перцептивных действий при распознавании виртуальных объектов. Анализируя исследования коллег, авторы придерживаются устойчивой методологической парадигмы, подчеркивая неразрывную связь визуального и гаптического восприятия в генезисе перцептивных действий. Авторы разработали экспериментальную методику исследования для подтверждения гипотезы о том, что дети дошкольного возраста воспринимают виртуальные объемные объекты как трехмерные при осуществлении действий с ними на экране планшетного компьютера. В исследовании принимали участие 117 детей (3–6 лет) из Свердловской и Курганской областей. Средний возраст – 4 года 7 месяцев (SD=0,57). Респонденты были разделены на 5 групп по способам распознавания: визуальное восприятие реального объекта; визуально-гаптическое восприятие; визуальное распознавание объекта по фотографии; распознавание виртуального объекта на тачскрин устройстве; гаптическое восприятие – идентификация тактильно экспонируемого объекта в гаптической модальности. Полученные результаты согласуются с представлением об оптимальной интеграции визуальной и гаптической информации при восприятии размера и формы трехмерных объектов путем придания большего веса визуальной информации как более надежной. Отсутствие возможности действия с изображением на экране компьютера значимо увеличивает количество ошибок, связанных с распознаванием виртуального объемного объекта как трехмерного.
Ключевые слова: виртуальные трехмерные изображения; визуально-гаптическое восприятие; визуально-гаптические несоответствия; психология восприятия; дошкольники; виртуальная реаль-ность; экспериментальные исследования; физические свойства; виртуальные объекты.

Для цитирования:

Водяха, Ю. Е. Особенности атрибуции дошкольниками физических свойств виртуальным объектам при гаптическом распознавании / Ю. Е. Водяха, Е. В. Коротаева, С. Г. Крылова. – Текст : непосредственный // Педагогическое образование в России. – 2021. – №1. – С. 26-32. DOI 10.12345/2079-8717_2021_01_03.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.