Файл статьи: PDF
DOI: 10.12345/2079-8717_2021_01_05
Аннотация: Актуальность проблемы, рассматриваемой в статье, связана с приоритетами государ-ственной политики в сфере гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения. Один из путей решения этой задачи – приобщение обучающихся к уникальным художественным традициям своего региона. Применительно к младшему школьному возрасту особенно продуктивно обращение к декоративно-прикладному творчеству, открывающему для детей широкие возможности самовыражения в процессе преобразования окружающей среды на основе национально-культурных традиций региона. Цель статьи – раскрыть возможности методов педагогики художественного образования для развития у младших школьников ценностного отношения к искусству уральского региона в условиях декоративно-прикладной творческой деятельности. Ориентиром в выборе данных методов стали результаты начальной диагностики, проведенной в 4 классе МАОУ Гимназия № 40 г. Екатеринбурга. Были отобраны в соответствии с возрастными возможностями обучающихся и применены на материале декоративно-прикладного искусства Урала следующие методы педагогики художественного образования: метод постоянства связи искусства с жизнью, применяемый для практического освоения школьниками особенностей декоративно-прикладного искусства народов Урала во взаимосвязи с изучением их быта и традиций; метод единства восприятия и созидания в художественной деятельности, способствующий освоению школьниками художественных особенностей и техники изготовления изделий декоративно-прикладного искусства при их воспроизведении в раз-ных видах изобразительной деятельности; метод широких ассоциаций, направленный на установление сходных черт в традиционном искусстве народов Урала и способствующий формированию у школьников уважительного отношения к культурам разных народов, составляющих этническую карту Урала; метод поэтапных открытий, способствующий постепенному погружению школьников в сокровищницу декоративно-прикладного искусства Урала с освоением знаний об истории возникновения промыслов, связи их художественных особенностей со спецификой региона, менталитетом проживающих в нем народов и пр. В результате применения данных методов в работе с младшими школьниками активизировалось развитие у них ценностного отношения к искусству своего региона, что выразилось в расширении у них представлений о художественной культуре Урала, заинтересованности и личностной вовлеченности в освоение материала. Научная новизна состоит в раскрытии содержания названных методов для развития ценностного отношения у школьников к региональному искусству на примере декоративно-прикладного искусства Уральского региона. Практическая значимость материалов исследования состоит в разработке творческих заданий для младших школьников на материале декоративно-прикладного искусства Урала. В статье использовались следующие методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической, искусствоведческой литературы, анализ нормативно-правовых документов, обобщение педагогического опыта обращения к декора-тивно-прикладному творчеству в работе с младшими школьниками.
Ключевые слова: ценностные отношения; региональный компонент; художественное образование; начальная школа; младшие школьники; декоративно-прикладное творчество; декоративно-прикладное искусство; культурные традиции.

Для цитирования:

Куприна, Н. Г. Развитие у младших школьников ценностного отношения к искусству уральского региона в декоративно-прикладном творчестве / Н. Г. Куприна, А. А. Медведе-ва. – Текст : непосредственный // Педагогическое образование в России. – 2021. – №1. – С. 41-47. DOI 10.12345/2079-8717_2021_01_05.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.