Рубрика: ИСТОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Файл статьи: PDF
Аннотация: В статье на основании материалов, накопленных в фондах архивных учреждений Свердловской области, авторами представлены неизвестные ранее сведения о начальном этапе профессиональной педагогической и научной деятельности Дмитрия Ивановича Чеснокова – ученого-философа, партийного и государственного деятеля, трудовой путь которого был неразрывно связан с многолетней работой в Свердловском государственном педагогическом институте. Целью работы выступает восполнение существующей в научной литературе лакуны о профессиональном становлении Д. И. Чеснокова главным образом как научно-педагогического работника. Фокусировка внимания исследователей на отдельных биографических данных, полученных в ходе исследования, позволила сделать вывод о том, что становление Д. И. Чеснокова как партийного идеолога было связано отнюдь не с выдающимися заслугами перед ВКП(б), а целиком и полностью стало результатом его научной деятельности, замеченной высшим партийно-советским руководством страны в ходе «философской дискуссии» 1947 г. Исследуя личностные и профессиональные качества заведующего кафедрой основ марксизма-ленинизма СГПИ, авторы приходят к выводу, что Дмитрий Иванович обладал достаточной принципиальностью в части соблюдения трудовой и партийной дисциплины. В свою очередь, эти качества наряду с высоким уровнем профессионализма в преподавательской сфере достаточно быстро были замечены руководством Свердловского горкома и обкомом ВКП(б), что явилось одной из предпосылок выдвижения Д. И. Чеснокова на руководящие должности в партийном идеологическом аппарате и в дальнейшей его деятельности как ученого философа.
Ключевые слова: педагогические институты; история педагогических институтов; партийная идеология; педагогические работники; биографические материалы; марксистская философия; личность в истории
Abstract: In the article, on the basis of materials accumulated in the funds of archival institutions of the Sverdlovsk region, the authors present previously unknown information about the initial stage of the professional pedagogical and scientific activity of Dmitry Ivanovich Chesnokov, a scientist-philosopher, party and statesman, whose labor path was inextricably linked with many years of work in the Sverdlovsk State Pedagogical Institute The aim of the work is to fill in the existing gap in the scientific literature about the professional development of D. I. Chesnokov mainly as a scientific and pedagogical worker. Focusing the attention of researchers on individual biographical data obtained during the study led to the conclusion that the formation of D. I. Chesnokov as a party ideologist was by no means associated with outstanding services to the CPSU(b), but was entirely the result of his scientific activity, noticed by the country’s top party and Soviet leadership during the “philosophical discussion” of 1947. Examining the personal and professional qualities of the head of the department of the foundations of Marxism-Leninism at the SSPI, the authors come to the conclusion that Dmitry Ivanovich had sufficient adherence to principles in terms of observing labor and party discipline. In turn, these qualities, along with a high level of professionalism in the teaching field, were quickly noticed by the leadership of the Sverdlovsk city committee, and the regional committee of the All-Union Communist Party of Bolshe-viks, which was one of the prerequisites for the nomination of D. I. Chesnokov to leading positions in the party ideological apparatus and in his further activities as a learned philosopher.
Key words: pedagogical institutes; history of pedagogical institutes; party ideology; pedagogical workers; biographical materials; Marxist philosophy; personality in history

Для цитирования:

Попов, М. В. Д. И. Чесноков и Свердловский педагогический институт: становление философа-марксиста и партийного идеолога / М. В. Попов, А. К. Шитов. – Текст : непосредственный // Педагогическое образование в России. – 2022. – №3. – С. 8-12.

For citation

Popov, M. V., Shitov, A. K. (2022). D. I. Chesnokov and the Sverdlovsk Pedagogical Institute: Formation of a Marxist-Philosopher and a Party Ideologist // Pedagogical Education in Russia. – 2022. – №3. – P. 8-12.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.