Файл статьи: PDF
DOI: 10.26170/2079-8717_2023_01_12
Аннотация: В статье освещаются основные причины, актуализирующие необходимость организации дистанционного психолого-педагогического сопровождения обучающихся с девиантным поведением в виртуальном пространстве (кибербуллинг, троллинг, флейминг и т. п.), что и является, по мнению авторов, проблемой исследования. Решение данной проблемы авторы статьи видят в выявлении теоретических основ психолого-педагогического сопровождения в дистанционном формате, разработке и апробации программы дистанционного психолого-педагогического сопровождения обучающихся с девиантным поведением. Цель исследования определила выбор теоретических (проблемный анализ первоисточников, обобщение, систематизация), эмпирических (проектирование, тестирование и экспертная оценка тренера), методов обработки и интерпретации результатов: методы математической статистики (Т-критерий Вилкоксона). Предложенная в статье программа опирается на фундаментальные положения системного и субъектно-деятельностного подходов; теоретико-эмпирические положения исследований психолого-педагогического сопровождения. Она способствует формированию опыта использования приобретенных в процессе психолого-педагогического сопровождения навыков. В программе представлен оптимальный вариант организации дистанционного психолого-педагогического сопровождения обучающихся с девиантным поведением в офлайн- и онлайн-формате с использованием различных средств связи, сервисов и программ для проведения видеоконференций. Предложенная организация взаимодействия позволила повысить уровень сформированности представлений о механизмах привлечения и удержания внимания аудитории при дистанционной коммуникации, приобрести позитивный опыт самопрезентации при дистанционной коммуникации, повысить уровень сформированности навыков эффективной коммуникации и навыков делового общения в дистанционном формате. Авторы отмечают, что также произошло увеличение показателя «способности работать в коллективе при дистанционной коммуникации» и «навыки целеобразования и целеполагания при дистанционной коммуникации». Выявленные теоретические основы психолого-педагогического сопровождения обучающихся с девиантным поведением в дистанционном формате и ключевой психологический механизм программы определили теоретическую и практическую значимость результатов исследования для специалистов, осуществляющих психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с девиантным поведением в дистанционном формате.
Ключевые слова: информационные технологии; дистанционный формат; психолого-педагогическое сопровождение; девиантное поведение; психолого-педагогическая помощь
Abstract: The article highlights the main reasons that actualize the need to organize remote psychological and pedagogical support for students with deviant behavior in virtual space (cyberbullying, trolling, flaming, etc.), which, according to the authors, is the problem of the study. The authors of the article see the solution to this problem in identifying the theoretical foundations of psychological and pedagogical support in a remote format, developing and testing a program of remote psychological and pedagogical support for students with deviant behavior. The purpose of the study determined the choice of theoretical (problem analysis of primary sources, generalization, systematization), empirical (design, testing and expert evaluation of the trainer), methods of processing and interpretation of results: methods of mathematical statistics (Wilcoxon T-criterion). The program proposed in the article is based on the fundamental provisions of the system and subject-activity approaches; theoretical and empirical provisions of research of psychological and pedagogical support. It contributes to the formation of the experience of using the skills acquired in the process of psychological and pedagogical support. The program presents the best option for organizing remote psychological and pedagogical support of students with deviant behavior in offline and online format using various means of communication, services and programs for videoconferencing. The proposed organization of interaction made it possible to increase the level of formation of ideas about the mechanisms of attracting and retaining the attention of the audience in remote communication, to gain positive experience of self-presentation in remote communication, to increase the level of formation of effective communication skills and business communication skills in remote format. The authors note that there has also been an increase in the indicator of “ability to work in a team with remote communication” and “goal-setting and goal-setting skills with remote communication”. The revealed theoretical foundations of psychological and pedagogical support of students with deviant behavior in a remote format and the key psychological mechanism of the program determined the theoretical and practical significance of the research results for specialists engaged in psychological and pedagogical support of students with deviant behavior in a remote format.
Key words: Information Technology; remote format; psychological and pedagogical support; deviant behavior; psychological and pedagogical assistance

Для цитирования:

Мазурчук, Е. О. Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с девиантным поведением в виртуальном пространстве / Е. О. Мазурчук, Н. И. Мазурчук. – Текст : непосредственный // Педагогическое образование в России. – 2023. – №1. – С. 95-103. DOI 10.26170/2079-8717_2023_01_12.

For citation

Mazurchuk, E. O., Mazurchuk, N. I. (2023). Psychological and Pedagogical Support of Students with Deviant Behavior in the Virtual Space // Pedagogical Education in Russia. – 2023. – №1. – P. 95-103. DOI 10.26170/2079-8717_2023_01_12.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.