Рубрика: ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Файл статьи: PDF
DOI: 10.26170/2079-8717_2023_01_11
Аннотация: Проблема отклоняющегося поведения современной молодежи становится все более актуальной в настоящее время в нашей стране и мире в целом. Наиболее частой проблемой девиантных подростков является употребление психоактивных веществ. Стоит отметить, что психоактивные вещества используются подростками с самыми разными поведенческими нарушениями. Это явление связано с распространением моды на употребление определенных химических агентов как показателя идентичности со сверстниками. Помимо влияний среды, на процесс формирования девиантного поведения могут оказывать воздействие личностные особенности, такие как эмоциональный интеллект. В научном сообществе взгляды ученых на природу эмоционального интеллекта и его способность служить буфером против развития дезадаптивного поведения достаточно противоречивы. Изучение соотношения склонности к отклоняющемуся поведению и эмоционального интеллекта в основном исследовалось нашими зарубежными коллегами. В то же время был обнаружен недостаток сведений о данной проблематике, полученных с привлечением российской выборки. Таким образом, целью нашего исследования стало изучение соотношения показателей отклоняющегося поведения и эмоционально интеллекта. В исследовании приняли участие 139 студентов Уральского государственного педагогического университета г. Екатеринбурга в возрасте от 17 до 18 лет. Результаты эмпирического исследования показали значимую корреляцию между определенными параметрами эмоционального интеллекта и склонностью к девиантному поведению. Наиболее тесные корреляции были обнаружены между склонностью к отклоняющемуся поведению и распознаванием эмоций других людей, а также самомотивацией. Самомотивация является важным фактором профилактики делинквентного поведения. Распознавание эмоций других людей является верным предиктором превенции аддиктивного поведения. Практическая значимость исследования состоит в том, что изменение показателей эмоционального интеллекта позволит разработать психопрофилактические мероприятия, направленные на старшеклассников и студентов, находящихся в группе риска. Результаты исследования позволяют разработать комплексную программу психолого-педагогической профилактики употребления психоактивных веществ подростками и рекомендации для педагогов-психологов и специалистов-смежников.
Ключевые слова: девиантное поведение; трудные подростки; психоактивные вещества; аддиктивное поведение; употребление психоактивных веществ; профилактика употребления психоактивных веществ; профилактические мероприятия; эмоциональный интеллект
Abstract: The problem of deviant behavior of today's youth is becoming an increasingly urgent problem in our country and the world as a whole. the most pressing problem. The most common problem of deviant teenagers is the use of psychoactive substances. It should be noted that psychoactive substances are used by adolescents with a variety of behavioral disorders. This phenomenon is associated with the spread of fashion for the use of certain chemical agents, as an indicator of identity with peers. In addition to environmental influences, the process of formation of deviant behavior can be influenced by personality traits, such as emotional intelligence. In the scientific community, the views of scientists on the nature of emotional intelligence and its ability to serve as a buffer against the development of maladaptive behavior are quite contradictory. Thus, the purpose of our study was to study the correlation between indicators of deviant behavior and emotional intelligence. The study involved 139 students of the Ural State Pedagogical University of Ekaterinburg aged 17 to 18 years. The results of an empirical study showed a significant correlation between certain parameters of emotional intelligence and a tendency to deviant behavior. The closest correlations were found between the propensity to deviant behavior and recognition of other people’s emotions, as well as self-motivation. Self-motivation is an important factor in the prevention of delinquent behavior. Recognition of other people's emotions is a strong predictor of the prevention of addictive behavior. The practical significance of the study lies in the fact that a change in the indicators of emotional intelligence will allow the development of psycho-prophylactic measures aimed at high school students and students who are at risk.
Key words: deviant behavior; difficult teenagers; psychoactive substances; addictive behavior; the use of psychoactive substances; prevention of the use of psychoactive substances; preventive actions; emotional intellect

Для цитирования:

Водяха, С. А. Эмоциональный интеллект и склонность к употреблению психоактивных веществ в юношеском возрасте / С. А. Водяха, Ю. Е. Водяха. – Текст : непосредственный // Педагогическое образование в России. – 2023. – №1. – С. 87-94. DOI 10.26170/2079-8717_2023_01_11.

For citation

Vodyakha, S. A., Vodyakha, Yu. E. (2023). Emotional Intelligence and Tendency to Use Psychoactive Substances in Adolescent Age // Pedagogical Education in Russia. – 2023. – №1. – P. 87-94. DOI 10.26170/2079-8717_2023_01_11.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.