Рубрика: ИСТОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Файл статьи: PDF
Аннотация: Цель исследования – проанализировать процесс возникновения и эволюции церковно-приходских школ Российской империи в конце XIX – начале XX столетий, определить их место и значение в действующей системе начального образования. В статье проведен детальный анализ нормативно-правовых основ церковно-приходских школ. Выявлен историко-педагогический опыт церковно-приходских школ в исследуемый период. В частности, авторы рассмотрели объективные причины создания данных школ, выявили и обстоятельно охарактеризовали нормативные документы, которые регламентировали деятельность церковных школ в образовательной системе. По результатам исследования авторы приходят к следующему выводу: ведущую роль в появлении данных школ сыграл обер-прокурор Святейшего Синода Российской империи К. П. Победоносцев. Церковно-приходские школы на рубеже XIX–XX столетий выступали в качестве самостоятельного звена в действующей системе российского образования. Главная цель их деятельности состояла в распространении просвещения в народной среде. Во многом создаваемые церковные школы копировали действующую систему земских школ, что в будущем привело к существованию двух независимых друг от друга образовательных систем. В целом церковно-приходские школы способствовали распространению начального образования в Российской империи
Ключевые слова: К. П. Победоносцев; церковно-приходские школы; реформы образования; начальное образование; образовательный процесс; Российская империя
Abstract: The aim of the article is to analyze the process of emergence and evolution of parochial schools in the Russian Empire at the end of the 19th – beginning of the 20th centuries, to determine their place and significance in the current system of primary education. The article provides a detailed analysis of the regulatory framework of parochial schools. The historical and pedagogical experience of parochial schools during the period under study has been identified. In particular, the authors examined the objective reasons for the creation of these schools, identified and thoroughly characterized the regulatory documents that regulated the activities of church schools in the educational system. Based on the results of the study, the authors come to the following conclusion: the leading role in the emergence of these schools was played by the Chief Prosecutor of the Holy Synod of the Russian Empire K. P. Pobedonostsev. At the turn of the 19th and 20th centuries, parochial schools acted as an independent link in the current system of Russian education. The main aim of their activities was to spread education among the people. In many ways, the created church schools copied the current system of zemstvo schools, which in the future led to the existence of two educational systems independent of each other. In general, parochial schools contributed to the spread of primary education in the Russian Empire
Key words: K. P. Pobedonostsev; parochial schools; education reforms; elementary education; educational process; Russian empire

Для цитирования:

Кучеров, И. В. Церковно-приходские школы Российской империи в системе начального образования в конце XIX – начале XX столетий / И. В. Кучеров, Т. П. Гордиенко. – Текст : непосредственный // Педагогическое образование в России. – 2024. – №3. – С. 10-17.

For citation

Kucherov, I. V., Gordienko, T. P. (2024). Parochial Schools of the Russian Empire in the Primary Education System in the Late 19th – Early 20th Centuries // Pedagogical Education in Russia. – 2024. – №3. – P. 10-17.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.