Рубрика: ШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Файл статьи: PDF
Аннотация: В статье рассматривается методический подход к внедрению технологий искусственного интеллекта в школьный курс информатики, что актуально в современном информационном обществе, особенно при взаимодействии учителя со школьниками поколения Альфа, у которых сформирована потребность взаимодействия в виртуальном пространстве, что предопределяет необходимость владения учителем технологиями искусственного интеллекта. На основе сравнительного анализа практики обучения школьников информатике в России, Великобритании, Франции, Израиле выявлены трудности внедрения технологий искусственного интеллекта в общее образование: нехватка квалифицированных учителей; недостаточно разработанные учебные материалы; недоверие к системам искусственного интеллекта; сложности в интеграции информатики с другими предметами; медленное обновление учебных программ; низкая мотивация педагогов к освоению инноваций и др. В качестве преимуществ внедрения искусственного интеллекта в методику обучения информатике зарубежные и отечественные исследователи отмечают возможности обогащения учебного процесса: персонализированное обучение, адаптированное обучение, автоматизация учебного процесса, универсальность доступа к информации. В статье приводятся результаты выборочного интервью учителей информатики с целью выяснения их отношения к использованию технологий искусственного интеллекта на уроках информатики, в частности ChatGPT, которым активно пользуются обучающиеся при выполнении домашних заданий, подготовке к конкурсам и олимпиадам. Результаты интервью позволяют выделить противоречия, которые существуют в отношении учителя и ученика к технологиям искусственного интеллекта. По результатам анализа выдвигаются актуальные проблемы, которые требуют дальнейшего научного разрешения: разработка массового внедрения технологий искусственного интеллекта в школы; разработка методики преподавания информатики в школе с внедрением искусственного интеллекта и его технологий.
Ключевые слова: информатика; методика преподавания информатики; методика информатики в школе; уроки информатики; образовательный процесс; информационно-коммуникационные технологии; искусственный интеллект; школьники
Abstract: The article considers a methodological approach to the introduction of artificial intelligence technologies into the school computer science course. This topic is relevant in the modern information society, especially when teachers interact with students of the Alpha generation, who have an urgent need for interaction in the virtual space, which determines the need for a teacher to possess artificial intelligence technologies. Based on a comparative analysis of the practice of teaching computer science to schoolchildren in Russia, Great Britain, France, and Israel, difficulties have been identified in introducing artificial intelligence technologies into general education: lack of qualified teachers; insufficiently developed educational materials; distrust of artificial intelligence systems; difficulties in integrating computer science with other subjects; slow updating of curricula; low motivation of teachers to master innovations and others. As advantages of the introduction of artificial intelligence into the methodology of teaching computer science, foreign and domestic researchers note the following opportunities for enriching the educational process: personalized learning, adapted learning, automation of the educational process, universality of access to information. The article presents the results of a spontaneous interview of computer science teachers in order to clarify their attitude to the use of artificial intelligence technologies in computer science lessons, in particular the use of ChatGPT, which is actively used by students when doing homework, preparing for competitions or Olympiads. The results of the interview allow us to highlight the contradictions that exist in the different attitudes of teachers and students to AI technologies. According to the results of the analysis, urgent problems are put forward that require further scientific resolution: the development of technologies for the mass introduction of artificial intelligence into schools; the development of methods for teaching computer science in schools with the introduction of artificial intelligence and artificial intelligence technologies.
Key words: computer science; methods of teaching computer science; methods of computer science at school; computer science lessons; educational process; information and communication technologies; artificial intelligence; schoolchildren

Для цитирования:

Галагузова, Ю. Н. Искусственный интеллект на уроках информатики: вызовы и реальность / Ю. Н. Галагузова, И. Н. Перекальский. – Текст : непосредственный // Педагогическое образование в России. – 2024. – №4. – С. 112-118.

For citation

Galaguzova, Yu. N., Perekalsky, I. N. (2024). Artificial Intelligence in Computer Science Lessons: Challenges and Reality // Pedagogical Education in Russia. – 2024. – №4. – P. 112-118.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.