Файл статьи: PDF
Аннотация: Статья посвящена выявлению особенностей формирования инициативности у младших школьников. Проблема исследования: каковы условия и единые правила формирования и последующего развития инициативности младших школьников? Учителя начальных классов сегодня отмечают повсеместное падение уровня инициативности детей, что негативно сказывается на всем процессе образования и воспитания в начальной школе. Цель исследования состоит в том, чтобы проанализировать возможные направления формирования инициативности учащихся младшего школьного возраста, в том числе на примере творческих заданий. Результатом исследования являются сформированные рекомендации учителям, направленные на формирование инициативности учащихся в начальной школе. Научная новизна результатов исследования состоит в том, что предложены конкретные виды заданий, применение которых позволит учителям начальной школы повысить уровень инициативности младших школьников и, таким образом, сформировать устойчивую мотивацию к обучению. Практическая значимость результатов исследования состоит в том, что рекомендации могут быть использованы на протяжении всего обучения школьников в начальной школе в рамках формирования инициативности на уроках любых предметов. Теоретическая значимость результатов исследования заключается в том, что они могут лечь в основу более глубоких и детализированных исследований в данной сфере. В процессе исследования были сделаны следующие выводы: установлено, что под инициативностью младших школьников необходимо понимать такую составляющую личности, которая выражается в самостоятельном желании выполнять учебные задания в рамках образовательной программы и сверх нее, а также принимать активное участие во внеурочной деятельности; доказано, что в силу того, что современные младшие школьники отличаются пониженной инициативностью, что связано с рядом причин и не в последнюю очередь – с изменением основного формата получения информации, учителям начальной школы приходится изыскивать такие формы, средства и методы работы с младшими школьниками, которые были бы, помимо прочего, направлены также на формирование и последующее развитие инициативности. В данном случае неоценимую помощь учителю могут оказать творческие задания.
Ключевые слова: начальная школа; младшие школьники; инициативность; формирование инициативности; познавательная активность; творческие задания; творческая деятельность; образовательный процесс; учителя начальных классов
Abstract: The article dwells upon the identification of the elementary school students’ initiative formation features. Research problem: what are the conditions and uniform rules for the formation and further development of elementary school students’ initiative? Elementary school teachers note a current widespread decline in the students’ initiative level, which negatively affects the entire process of education and personal development in elementary school. The purpose of the research is to analyze possible directions for the elementary school students’ initiative development, including the example of creative tasks. The result of the research is the recommendations for teachers aimed at the elementary school students’ initiative development. The academic novelty of the research results lies in the fact that specific types of tasks have been proposed, the use of which will allow elementary school teachers to increase the level of elementary school students’ initiative and, thus, create sustainable motivation for learning. The practical significance of the research results is that the recommendations can be used throughout the entire education of elementary school students’ as a part of the initiative formation in teaching any subjects. The theoretical significance of the research results lies in the fact that they can form the basis for more deep and detailed research in this area. During the research, the following conclusions were made: it was found that the elementary school students’ initiative should be understood as such a component of personality, which is expressed in an independent desire to carry out educational tasks under curriculum and beyond, as well as to take an active participation in extracurricular activities; it was proven that due to the fact that modern elementary school students are characterized by reduced initiative, which is associated with a number of reasons and not least of all – with a change in the main obtaining information format, elementary school teachers have to find such forms, means and methods of working with elementary students, which would, among other issues, also be aimed at the formation and further development of the initiative. In this case, creative tasks can provide invaluable assistance to the teacher.
Key words: primary school; primary school students; initiative; development of initiative; cognitive activity; creative tasks; creative activity; educational process; primary school teachers

Для цитирования:

Жук, А. С. Формирование инициативности у младших школьников при использовании творческих заданий / А. С. Жук, Л. А. Безбородова. – Текст : непосредственный // Педагогическое образование в России. – 2024. – №4. – С. 119-126.

For citation

Zhuk, A. S., Bezborodova, L. A. (2024). Elementary School Students’ Initiative Formation Using Creative Tasks // Pedagogical Education in Russia. – 2024. – №4. – P. 119-126.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.