Файл статьи: 14.pdf
Аннотация: В данной статье освещены особенности развития инициативности в дошкольном возрасте. Современные требования последних нормативных документов определяют развитие инициативности у детей как приоритетную задачу дошкольного образования. Инициативу связывают с внутренним побуждением человека, которое позволяет ему осваивать разнообразные виды деятельности. В исследованиях развития личности инициативу детей рассматривают как врожденное качество, данное природой, которое развивается в специально созданных условиях. Исследования психологов показывают, что для проявления инициативы ребенку необходимо: понять сложившуюся обстановку в которой приходится действовать самому, правильно в ней ориентироваться и уметь оценивать; придумать, что надо сделать для того, чтобы наилучшим образом добиться поставленной цели, то есть разработать план действий; решиться на самостоятельное действие, на то, чтобы выполнить его и взять на себя ответственность за предпринимаемые действия. В то же время проблема активного участия ребенка в различных видах деятельности исследована пока недостаточно, малоизученными остаются вопросы организации самостоятельной деятельности детей, критерии развития инициативности в детских видах деятельности. Представленные в статье материалы показывают, что в старшем дошкольном возрасте инициатива детей наиболее ярко проявляется в трудовой деятельности. На основе анализа публикаций по развитию инициативы человека авторами выделены основные компоненты инициативности в трудовой деятельности детей. Эти компоненты – мотивационный, когнитивный, поведенческий, рефлексивный – с учетом возрастной специфики могут быть положены в основу исследования инициативности в дошкольном возрасте.
Ключевые слова: Инициатива, инициативность, инициативная личность, самостоятельность, трудовая деятельность детей.

Для цитирования:

Святцева, А. В. Развитие инициативности у детей старшего дошкольного возраста / А. В. Святцева, С. Б. Шухардина // Педагогическое образование в России. – 2016. – №3. – С. 88-93.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.