Файл статьи: PDF
Аннотация: Проанализировав различные точки зрения и подходы, авторы уточняют определение «самостоятельная работа студентов», трактуя его как процесс постепенного восхождения обучаемого от управляемой к самоуправляемой модели обучения, предполагающий формирование таких компетенций, как самообразование, самоуправление, самоорганизация. Для данной компетенции характерны устойчивая внутренняя мотивация учения, наличие индивидуального самообразовательного маршрута, ценностно-смысловой контекст, активизация субъектной позиции образовательного выбора, продуктивная поисково-познавательная деятельность студента, самостоятельность принятия решений. Авторы считают, что самостоятельная работа выполняет функции оценочного критерия процесса образования и лежит в основе формирования профессиональных компетенций, обеспечивая их научно-исследовательский потенциал. Свою точку зрения авторы подкрепляют, опираясь на опыт педагогической работы, и наиболее эффективными считают игровые технологии, проведение студентами самостоятельных социологических исследований, апробацию написанных проектов и, в перспективе, самостоятельную постановку целей, задач и определение содержания производственных практик. Для формирования объективного представления о самостоятельной работе было проведено исследование мнений студентов факультета социологии по данному феномену. Выявление основных представлений опрошенных респондентов о том, что они понимают под понятием «самостоятельная работа студента», позволяет скорректировать общее представление о ней и сделать вывод, что в основе этого явления лежат субъект-субъектные отношения участников образовательного процесса и суть инновационного образования – «не догонять прошлое, а создавать будущее».
Ключевые слова: Модели, формы и методы самостоятельной работы студентов; активная деятельность; высшая форма деятельности; самообразование; самоуправление; самоорганизация; индивидуальный самообразовательный маршрут; асинхронная модель организации самостоятельной работы; субъект-субъектный подход; технологии самообразования; знаниевая и компетентностная парадигма.

Для цитирования:

Франц, С. В. Страбизм в определении организации самостоятельной работы студентов / С. В. Франц, Е. В. Шалагина // Педагогическое образование в России. – 2016. – №9. – С. 66-71.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.