Файл статьи: PDF
Аннотация: Статья посвящена проблеме социализации личности, дан обзор толкований понятия социализации в различных справочных источниках. Социальная среда представлена как многоуровневое образование (микросреда, косвенные социальные образования, макросреда), включающее в себя социальные группы, оказывающие совместное воздействие на развитие и поведение личности. Описан анализ различных аспектов социализации, основанный на ключевых положениях теорий: К. Маркса (социально-исторический детерминизм), Дж. Г. Мида (символический интеракционизм), Ч. Кули (теория «зеркального Я»), Т. Парсонса (структурный функционализм), Дж. Дьюи (философия прагматизма), З. Фрейда (психоанализ), Ж. Пиаже (когнитивистская теория), Р. Мертона (теория девиации), П. Бергера, Т. Лукмана (феноменологическая социология), Ю. Хабермаса (критическая теория социализации), Г. Лоури, Дж. Коулмена (теория социального капитала), Э. Эриксона (развитие в контексте последовательных онтогенетических кризисов), А. В. Мудрика (социально-педагогический подход). Освящены основные подходы к изучению социализации в разных науках. Уточнены теоретические направления изучения процесса социализации, представленные в зарубежной и отечественной научной литературе: социологическое, экономическое, биогенетическое, социогенетическое, интеракционистское, социально-экологическое, психоаналитическое, когнитивистское направление, социальное научение, деятельностная теория, структурно-динамический подход. Описаны исследования разных аспектов социализации детей и молодежи в педагогике в современных условиях в аспекте социально-экономических трансформаций и их влияния на характер социализационных процессов. Представлены точки зрения таких исследователей последних лет, как Л. Г. Пак, который определяет социализацию обучающегося как процесс усвоения и воспроизводства норм, социальных установок, традиций, освоения системы социальных ролей множественных микросоциумов – семейного, трудового, учебного и других коллективов, неформальных групп, ближайшего бытового окружения, демографических, территориальных, профессиональных социальных общностей. Описана позиция Ю. И. Кривова и В. П. Воробьева: собственно педагогическое толкование социализации не может быть никаким иным, кроме как «филогенетическим», а значит, представляющим ее в качестве источника формирования, накопления и развития социального опыта, опыта нравственных отношений, который для каждого их участника (как юного, так и взрослого) становится «системой координат». Представлена точка зрения С. Г. Разуваева, который считает, что в педагогическом смысле социализация – это развитие и самореализация обучаемого на протяжении всей жизни в процессе освоения и воспроизводства культуры общества и, прежде всего, норм морали и права данного общества. Обосновано, что наиболее значимыми будут деятельностные (приобретение и воспроизводство социального опыта в деятельности), интеракционистские (принятие определенной роли в процессе социального взаимодействия) и экономические теории (опора на потребности личности с учетом имеющейся экономической ситуации) социализации, которые хорошо вписываются в новый образовательный процесс школы согласно ФГОС и не противоречат структурно-динамическому подходу, в рамках которого социализация рассматривается с двух сторон (усвоение опыта – процесс обучения и его воспроизводства – процесс приобретения компетенций).
Ключевые слова: Социализация личности; социальная среда; социокультурный опыт; школьники; понятийный аппарат; междисциплинарное изучение.

Для цитирования:

Трубина, Г. Ф. Понятийно-категориальный аппарат социализации как междисциплинарный научный феномен / Г. Ф. Трубина // Педагогическое образование в России. – 2017. – №9. – С. 12-17.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.